Федеральным законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другие акты.
Теперь данные о гражданах для целей воинского учета также подают ФНС России, ФПСС, региональные власти, ЦИК, вузы и научные организации, Минпросвещения России. Работодателей обязали подавать данные о военнообязанных через Портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Создан реестр воинского учета. В него вносятся сведения о гражданах, которые подлежат первоначальной постановке на учет, о гражданах, которые состоят на учете, а также о гражданах, которые не состоят, но обязаны состоять на учете.
За неявку по повестке в течение 20 дней без уважительной причины предусмотрены ограничительные меры. Среди них запреты на выезд, управление автомобилем, регистрацию недвижимости, получение кредитов.
Предусмотрена возможность постановки на учет, снятия с него и внесения изменений в документы учета без явки гражданина в военкомат на основании данных из различных информационных систем.
Также создан реестр направленных (врученных) повесток. Бумажные повестки будут считаться полученными в день доставки (вручения) соответствующего заказного письма, электронные - с момента размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. Если повестка не считается врученной одним из таких способов, то она считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.
Призывники, которые не получили повестку в период текущего призыва, должны будут являться в военкоматы для сверки данных воинского учета в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва.
При выезде призывника с места жительства или места пребывания в период призыва на срок более 3 месяцев он должен будет уведомить об этом военный комиссариат или местные власти.
На территории Орджоникидзевского района расположено большое количество гаражей в гаражных кооперативах, владельцы которых по разным причинам не спешат оформить свои права. В числе таких причин: приобретение гаража «по расписке», прекращение существования гаражного кооператива, членом которого являлся владелец гаража, неоформление наследства после умершего родственника.
Между тем, оформление прав необходимо, так как государственная регистрация права является единственным способом доказать право собственности на гараж, что убережет вас от действий мошенников. Оформление прав нужно, чтобы совершить с ним сделку, например продать, а также получить компенсацию за причиненный имуществу ущерб.
Администрация района напоминает, что оформить в собственность индивидуальные гаражи и участки под ними, можно в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («О гаражной амнистии»).
Воспользоваться «гаражной амнистией» можно, если гараж является капитальным, если он построен до 29.12.2004, то есть до введения действующего Градостроительного кодекса РФ, и гараж не признан самовольной постройкой. Закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность организаций по предупреждению коррупции (профилактика коррупции).
Законодательство требует от организаций принимать меры по противодействию коррупции. В общем виде основные функции, необходимые для предупреждения незаконных фактов, прописаны в статье 13.3 Закона № 273-ФЗ. Они включают в себя: выделение специальных подразделений и назначение ответственных лиц, обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами и разработку стандартов, процедур, кодекса этики и других действий.
Обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы компании, численности работников и других обстоятельств. Поэтому подготовка документов и выполнение мероприятий антикоррупционной направленности актуальны для всех участников рыночных отношений.
Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Министерством труда и социального развития утверждены методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Согласно вышеуказанных методических рекомендаций при создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
- Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
- Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
- Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
При разработке локально-нормативных актов следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда РФ, где приведен рекомендуемый список мероприятий по противодействию коррупции, однако, какие конкретно мероприятия включать в антикоррупционную политику, должна решать сама организация в зависимости от своих потребностей и возможностей.
Согласно Методическим рекомендациям обязанности работников по противодействию коррупции могут быть общими, установленными для всех сотрудников предприятия и определены, например, должностными инструкциями, а могут быть специальными и устанавливаться для конкретных работников трудовым договором.
Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие: воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации; воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации; незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений и некоторые иные.
Статья 14 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность, в частности, предусмотрена ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Немаловажным способом реализации мер по противодействию коррупции также является закрепление на законодательном уровне обязанности направления уведомления по последнему месту работы в случае заключения трудового договора (договора на выполнение работ) бывшего государственного (муниципального) служащего. Неисполнение данной обязанности влечет привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц может достигать 500 тысяч рублей.
Также, Минтрудом России утверждены «Меры по предупреждению коррупции в организациях».
Реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных
В соответствии с п.1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Понятие подарка законодательно не определено. При этом из определения договора дарения следует, что подарок - это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность.
Согласно требованиям пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
Получение учителем или врачом подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика (пациента) или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений.
Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям либо врачам. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги.
Учитель либо врач вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (п. 1 ст. 573 ГК РФ).
За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель либо врач может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ч. 1 ст. 22, ст. ст. 81, 192 ТК РФ).
Таким образом, чтобы педагог или врач смогли принять подарок, который не будет рассматриваться как взятка, нужно руководствоваться следующим: - вручение подарка должно быть приурочено к знаменательной дате; подарок - это безвозмездная акция, не предполагающая никаких ответных действий (то есть накануне экзамена, контрольной работы, медицинской операции ничего дарить нельзя); отношение преподавателя к ученикам и родителям, врача к пациенту не должно зависеть от наличия и стоимости подарка.
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели, для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя при этом присутствует мотив обогащения.
Мотивами для вручения подарка являются уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга дарителя перед одаряемым. В связи с получением подарка у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» введен новый механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства чиновника (бывшего чиновника), поступившие на принадлежащие ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям счета в банках и иных кредитных организациях, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.
Выявление указанных обстоятельств осуществляется соответствующими подразделениями кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в рамках проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации.
Прокурор, получивший указанные материалы, рассматривает их и при наличии оснований обращается в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность ее получения, если размер взыскиваемых средств превышает 10 000 руб.
Одновременно в статью 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» внесены изменения, обязывающие кредитные организации выдавать прокурорам справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц при проведении проверок, предусмотренных вновь введенной статьей 8.2 Федерального закона от 05.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении бывших чиновников.