Вопрос-ответ

Развернуть Как усыновить ребенка?

Порядок усыновления ребенка регламентируется ст. 125 Семейного кодекса РФ, согласно которому усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

 Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев, а именно лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным; лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка; лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка); лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества; лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки.

Не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Тайна усыновления охраняется законом. Судьи, работники органов ЗАГС или иные лица, осведомленные об усыновлении (например, работодатель, предоставивший усыновителю отпуск по уходу за ребенком), разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности.

Развернуть Какая ответственность наступает за бытовое насилие?

За совершение противоправных действий в бытовой сфере дебошира ожидают:

- постановка на контроль в органах внутренних дел с последующим проведением профилактической работы;

- выселение из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в случае систематического нарушения прав и законных интересов соседей (статья 91 Жилищного кодекса РФ).

 

Административная ответственность предусмотрена за:

- совершение в ночное время (с 22.00 до 7.00 в будни и с 22.00 до 9.00 по выходным) действий, нарушающих тишину и покой граждан, на защищаемых территориях или в защищаемых помещениях (ст. 7.2 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае") в виде административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;

- нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток, либо обязательных работ на срок от 60 до 120 часов.

 

Уголовная ответственность предусмотрена за:

- умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ);

- нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние по статье 6.1.1 КоАП РФ (ст. 116.1 УК РФ);

- причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (истязание) (ст. 117 УК РФ);

- угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления угрозы (ст. 119 УК РФ).

Ответственность - вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

При этом совершение бытовых преступлений в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством, влекущим более строгое наказание.

При выявлении случаев в сфере бытового насилия, вы в праве обратиться в:

- Органы Прокуратуры Пермского края по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 60, телефон доверия: 8(342) 217-53-10.

- Главное управление МВД России по Пермскому краю по адресу: 614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 74, телефон доверия: 8(342) 246-88-99, дежурная часть: 8(342) 246-77-00.

- Следственное управление Следственного комитета РФ по Пермскому краю по адресу: 614064, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 53в, телефон доверия: 8(342) 249-54-64.

 

Развернуть Просьба разъяснить особенности софинансирования работ по благоустройству общественных и дворовых территорий

Минстрой России в своем Письме от 04.10.2019 № 37248-ЮТ/06 «О благоустройстве дворовых территорий в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды» разъяснил особенности софинансирования работ по благоустройству общественных и дворовых территорий.

Минстрой указал, что в рамках благоустройства дворовой территории создаются объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также элементы благоустройства. Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и ВСН 58-88 (р) работы по благоустройству, проводимые на дворовых территориях, относятся в зависимости от вида работ к текущему или капитальному ремонтам.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (ред. от 31.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»  предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

При этом необходимо учитывать, что в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определенному пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Применительно к объектам благоустройства и иным объектам, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенных на земельном участке под ним, подобных ограничений федеральным законодательством не установлено.

Таким образом, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома. Земельный участок и имущество, созданное в результате благоустройства дворовой территории, передаются в состав общего имущества многоквартирного дома.

Развернуть Какие существуют правила к отчету опекуна или попечителя о распоряжении имуществом подопечного?

Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской предусмотрен порядок расходования денежных средств подопечного в виде сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно.

Данные средства подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.08.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ.

К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Доходы в виде алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных выплат принадлежат самому подопечному (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 48-ФЗ), а опекун или попечитель вправе лишь распоряжаться ими в интересах подопечного.

Для зачисления пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» родителем, опекуном (попечителем) несовершеннолетнего может быть открыт отдельный номинальный, предусмотренный п. 1 ст. 37 ГК РФ. В случае, если пенсия на ребенка зачисляется на иной, не номинальный счет родителя, опекуна (попечителя) либо вручается законному представителю по его заявлению организацией связи или иной организацией, осуществляющей доставку пенсии, распоряжение средствами такой пенсии, согласно ст. 37 ГК РФ, независимо от величины расходов требует предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Отчет о сохранности и управлении имуществом подопечного предоставляется в органы опеки и попечительства всеми без исключения опекунами и попечителями, в том числе приемными родителями и патронатными воспитателями.

Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д.

Утвержденная форма отчета предусматривает наличие разделов по всем возможным видам имущества подопечного. Однако опекун или попечитель заполняет в указанном отчете только те разделы, которые относятся к понесенным им расходам (иным осуществленным действиям), и только в части имущества, принадлежащего его подопечному.

Необходимо обращать внимание на то, что отчет должен обязательно содержать, помимо прочих сведений, даты получения сумм со счета подопечного, даты произведенных за счет сумм, полученных со счета подопечного, затрат для нужд подопечного.

Развернуть Обязана ли организация проводить инструктаж по антитеррористической безопасности для работников?

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

При этом для ряда объектов утверждены специальные нормативные акты, регламентирующие требования к антитеррористической защищенности, например для торговых объектов (Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»), для гостиниц (Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов») и д.р.

Некоторые из этих документов предусматривают проведение инструктажа.

Инструктаж по антитеррористической безопасности является одним из мероприятий, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности. Проведение в организации антитеррористического инструктажа инициируется приказом или распоряжением ее руководителя. Порядок проведения инструктажа определяется локальным нормативным актом организации.

За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности:

-  по ст. 20.30 КоАП РФ - нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет;

 - по  ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ - нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Инструктаж может быть проведен как для коллектива работников, так и индивидуально (например, для лиц, только поступивших на работу в организацию).