Вопрос-ответ

Развернуть Какая ответственность предусмотрена за реализацию жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по завешенным ценам?

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым к продавцу предъявляются дополнительные требования, к примеру:

- о наличии необходимых помещений;

- о доведении до покупателя информации о товаре;

- о наличии ценников и т.д.

Эти требования обязательны к исполнению, а их несоблюдение может повлечь административную ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ).

Особый порядок действует и в отношении розничной торговли лекарствами. Он регулируется ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденными Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н.

Ежегодно Правительство РФ утверждает перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, используемых для медицинского применения и обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний.

Особая публичная значимость оборота таких лекарственных препаратов в нашей стране обусловливает необходимость государственного регулирования цен на них и повышенное внимание к деятельности участников рынка, занимающихся их реализацией. Региональные власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти наделены правом устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам на такие лекарства и осуществлять контроль за их соблюдением всеми участниками рынка.

Нарушителю уполномоченным органом может быть выдано предписание о приведении стоимости лекарственной продукции в соответствие с размером зарегистрированных предельных отпускных цен, а в случае его неисполнения против него могут быть применены меры, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ.

За сам факт превышения предельных отпускных цен на лекарственные препараты при их реализации предприниматель может быть также привлечен по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в связи с нарушением установленного законом порядка ценообразования.

Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Развернуть Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Федеральным законом от 02.12.2019 № 402-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а именно Закон дополнен статьей 72.2 – «Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений».

Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2019 № 393 внесены изменения в Трудовой кодекс РФ по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, а именно Трудовой кодекс РФ дополнен  статьей 360.1.

Изменения стали действовать с 13.12.2019

В настоящее время государственный инспектор труда может принять решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

В соответствии с требованиями ст. 360. 1 ТК РФ в случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, государственный инспектор труда принимает решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении).

Данное решение принимается, когда истек срок, указанный в предписании государственного инспектора труда, и при этом нет сведений об исполнении этого предписания по результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 360 ТК РФ. Решение должно быть принято не позднее одного месяца после истечения срока, который был указан в предписании, или не позднее одного месяца после вступления в силу решения суда о признании такого предписания законным, если оно обжаловалось в суд.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ об исполнительном производстве. В течение трех рабочих дней после дня принятия решения оно направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель может обжаловать такое решение в суд в течение десяти дней со дня получения (ч. 4, 5 ст. 360.1 ТК РФ).

Если работодатель не исполнил решение о принудительном исполнении и срок для его обжалования истек, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется на исполнение в Федеральную службу судебных приставов (ч. 6 ст. 360.1 ТК РФ).

Документы передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. В течение трех дней со дня поступления ему решения о принудительном исполнении он выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в нем.

Одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает у банков и (или) иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

При наличии информации о нахождении в банках и (или) иных кредитных организациях счетов должника судебный пристав-исполнитель по истечении срока для добровольного исполнения выносит постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляет его в соответствующий банк и (или) иную кредитную организацию. На основании данного постановления банком и (или) иной кредитной организацией незамедлительно производится перечисление денежных средств со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя.

Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении оканчивается в случаях:

- перечисления взыскателю денежных средств в полном объеме;

- отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах должника денежных средств, достаточных для исполнения решения о принудительном исполнении, за счет которых частично или в полном объеме могут быть удовлетворены требования взыскателя.

Об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое в форме электронного документа направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.".

Развернуть Вправе ли управляющая компания отказать в выдаче справки о составе семьи?

В соответствии с ч. 14 ст. 3 Закона от 25.06.1993 № 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 30.09.2017 № 752, предусмотрено оказание государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации. Однако указанный регламент не предусматривает выдачу справок, включающих сведения о зарегистрированных совместно с заявителем лицах.

Вместе с тем, указанной информацией обладают уполномоченные лица товариществ собственников жилья либо управляющих жилищным фондом организаций, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, которые в силу пункта 4 Правил регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации и, соответственно, принимают участие в предоставлении данной государственной услуги (пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 № 984).

В силу положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» указанные лица являются операторами по обработке персональных данных.

Поименованным федеральным законом закреплено, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7). Вместе с тем при наличии согласия на обработку персональных данных лица, получившие к ним доступ, имеют право выдать заявителю справку о лицах, совместно проживающих с ним. При этом согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме (часть 1 статьи 9).

Кроме того, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации  вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 8 указанной статьи бесплатно предоставляется информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, иная установленная законом информация.

Таким образом, товарищества собственников жилья либо управляющие жилищным фондом организации, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, а также собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, обязаны предоставить заявителю сведения о зарегистрированных совместно с ним лицах, при наличии их согласия на обработку персональных данных.

При этом отказ в предоставлении справок о составе семьи при наличии указанного согласия следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, т.е. как ограничение конституционного права граждан на информацию.

Развернуть Какие обязанности закреплены за медицинскими работниками и что такое первичная медицинская помощь?

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее – Закон № 323-ФЗ)

Согласно ч. 1, 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Медицинские работники обязаны:

- оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

- соблюдать врачебную тайну;

- совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

В соответствии со ст. 32 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся в том числе первичная медико-санитарная помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Развернуть По каким критериям относят преступления к категории коррупционных?

Официальные данные о состоянии преступности, в том числе коррупционной, основываются на статистических сведениях, которые аккумулируются в информационных центрах органов внутренних дел субъектов РФ.

Информация о выявленных преступлениях коррупционной направленности формируется на основании сведений, содержащихся в статистических карточках форм № 1 и № 1.1, 2 (приложение№  4 к совместному Приказу от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений»), составляемых с учетом требований, содержащихся в перечне № 23 преступлений коррупционной направленности (приложение к Указанию Генпрокуратуры РФ № 487/11/1, МВД России от 12 июля 2019 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности») (далее - перечень № 23).

К преступлениям категории коррупционных относятся прежде всего преступления, предусмотренные ст. 290, 291, 291.1, 204 Уголовного кодекса  РФ из п. 2 перечня № 23.

Основные трудности в правоприменительной практике возникают при учете преступлений, относящихся к категории коррупционных при наличии определенных условий (п. п. 3, 4 перечня № 23). Прежде всего это касается хищений, совершенных руководителями коммерческих или иных организаций с использованием служебного положения.

Так, в соответствии с п. 3.6 перечня № 23 преступления, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, ст. 160, ст. 201 Уголовного кодекса РФ, относятся к категории коррупционных при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления в том числе лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения. Исходя из п. 1 перечня № 23, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, одним из обязательных признаков которых является наличие надлежащего субъекта уголовно наказуемого деяния, к которым относятся, помимо прочих, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица.

При формировании статистических данных о совершении указанных преступлений основная задача прокурора состоит в недопущении необоснованного учета множества преступлений, являющихся единым продолжаемым преступлением, а также в обеспечении правильной квалификации деяния.