Вопрос-ответ

Развернуть О необходимости указания пассажирами контактной информации при покупке билета

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2020 № 118 в «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 № 473) внесены изменения, касающиеся правил оформления проездного документа.

Ранее пассажир мог оставлять свои контактные данные для оперативного информирования о корректировках в расписании движения поездов дальнего следования по желанию. Теперь данная норма закреплена на законодательном уровне.

Так, с 23 апреля 2020 года все пассажиры при оформлении проездного документа в кассе АО «ФПК» или с помощью мобильного приложения «РЖД Пассажирам» должны указывать свои контактные данные (номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования, например адрес электронной почты), куда будут приходить уведомления о возможных изменениях в графике движения поезда, на который куплен билет.

Информирование пассажиров о корректировках в движении поездов осуществляется бесплатно и адресно. Контактная информация, указанная пассажиром, не используется для маркетинговых и рекламных рассылок.

Вышеуказанным приказом также разъяснены правила размещения ручной клади в поездах дальнего следования.

Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке. При этом если конструктивными особенностями вагона предусмотрено только нижнее (верхнее) место для размещения ручной клади, то пассажиры, вне зависимости от занимаемого места, имеют равные права на использование нижнего (верхнего) места для размещения ручной клади.

Развернуть Обязан ли работодатель выдать работнику справку о доходах?

Если работник или другое физическое лицо, которые получали доходы от организации или индивидуального предпринимателя, обратились с заявлением о выдаче справки о доходах физлица и суммах НДФЛ, то организация или ИП обязаны ее выдать.

В соответствии с требованиями ст. ст. 62, 84.1 Трудового кодекса РФ выдать справку о доходах и суммах налога физлица необходимо:

-работнику (в том числе бывшему) - в течение трех рабочих дней со дня получения заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ);

-увольняющемуся работнику - в последний день его работы (ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ);

- физическому лицу, которое получало доход от организации или ИП, - в течение 30 дней с даты получения заявления (п. 1 ст. 230 НК РФ, п. п. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 20 Закона о персональных данных).

Кроме того, ст. 226 Налогового Кодекса РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за нарушение сроков выдачи справки о доходах и суммах налога физлица и справки 2-НДФЛ физическому лицу. Однако, если работодатель нарушил эти сроки или отказал в выдаче справки, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ -  нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или по ст. 5.39 КоАП РФ - отказ в предоставлении информации.

Развернуть Возможно ли изменить цену контракта о выполнении работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведении работ по сохранению объектов культурного наследия ?

Согласно ст. 34 Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, в случае если изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в части изменения цены контракта инициировано в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, то возможность указанного изменения должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом и допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта. Иных ограничений и требований Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

При этом, согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Развернуть Какая ответственность наступает за распространение заведомо ложной информации?

С 1 апреля 2020 г. за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) дополнен двумя новыми составами - ст. ст. 207.1 и 207.2, устанавливающими уголовную ответственность в связи со злоупотреблением свободой слова, создающим угрозу государственной и общественной безопасности. Кроме того, претерпела изменения ст. 236 УК РФ.

Так, статьей 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) предусмотрена ответственность в виде: штрафа в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до трех лет.

Под публичным распространением понимаются заявления, сообщения неопределенному кругу лиц не соответствующей действительности информации, передаваемой в общественном месте, среди широкого круга лиц, например в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях, на митингах, лекциях, через мессенджеры и другими способами.

При этом обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Ответственность в соответствии с требованиями ст. 207.2 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия) наступит ответственность по ч. 1 (повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека) в виде: штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок; по ч. 2 повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия) в виде:  штрафа в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.

 Под «общественно значимой информацией» понимается информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании общественных процессов. Каждый гражданин имеет право доступа к достоверной, полной и объективной информации, за исключением оговоренных в законе ограничений.

Уголовные дела об указанных преступлениях отнесены к подсудности мирового судьи, предварительное следствие по ним проводится следователи Следственного комитета Российской Федерации.

Ранее действовавшая редакция ст. 236 УК РФ, предусматривающая наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил , повлекшее массовое заболевание или отравление людей, предусмотренное частью 1 указанной нормы, дополнена общественно опасным последствием в виде создания угрозы наступления таких последствий.

Развернуть Об особенностях допуска к работе медиков и фармацевтов в условиях пандемии COVID-19

С 26 апреля 2020 вступает в силу Приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327 «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста».

В соответствии с приказом срок действия сертификатов специалиста продлевается на 12 месяцев, если такой срок истекает.

В приказе определены случаи и условия, когда разрешается:

- заниматься медицинской и (или) фармацевтической деятельностью без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации;

- работать по специальностям, которых нет в этих разрешительных документах.

Так, при ЧС или угрозе распространения опасного заболевания к медицинской и (или) фармацевтической деятельности без разрешительных документов могут допускаться (до 1 января 2021 года) определенные лица. К примеру, речь идет о тех, кто имеет документально подтвержденное профильное или иное образование (высшее или среднее специальное). Оно должно соответствовать квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим или средним специальным образованием.

Кроме того, Минздрав ввел мораторий до 1 января 2021 года на получение сертификатов специалиста, а также свидетельств об аккредитации специалиста.

Приказ действует до 1 января 2021 года.