Вопрос-ответ

Развернуть Кто имеет право на материнский капитал и возможен ли переход права?

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон № 256-ФЗ)

Согласно ст. 2 Закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей с детьми, которая обеспечивает возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Право на материнский капитал подтверждается государственным сертификатом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на получение материнского капитала имеют следующие граждане РФ независимо от места их жительства: женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 01.01.2020; женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007; женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала; мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020; мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.

При этом право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) (ч. 7 ст. 3 Закона № 256-ФЗ).

Одним из  условий возникновения права на материнский капитал является наличие гражданства РФ на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано возникновение этого права (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

Законодательством предусмотрены случаи, когда право на получение материнского капитала прекращается у лица, обладавшего таким правом, и возникает у другого лица.

Частями 3, 4, 6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ установлено, что к основаниям прекращения права на материнский капитал относятся: смерть лица, имеющего право на материнский капитал; объявление лица, имеющего право на материнский капитал, умершим; лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал; совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей); отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.

В случае наступления вышеуказанных обстоятельств право на материнский капитал возникает:

-  у мужчин (отцов либо усыновителей детей) независимо от наличия у них гражданства РФ или статуса лица без гражданства - в случае прекращения права на материнский капитал у женщины;  

- у несовершеннолетнего ребенка (детей в равных долях) и (или) совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), - до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, в случае прекращения права на материнский капитал у отца (усыновителя);  случае прекращения права на материнский капитал у матери, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал; в случае, если у отца (усыновителя) ребенка такое право не возникло после прекращения права у матери.

Право на получение материнского капитала у мужчины не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на материнский капитал, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, после смерти матери (усыновительницы) признан оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

Развернуть Что такое ТКС и как работает?

Приказом ФНС России от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ «О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» установлена возможность направления налогоплательщиками в налоговые органы с использованием формата передачи документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Система ТКС – это современный телекоммуникационный канал связи, система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, который характеризуется удобством, доступностью, а также высокой скоростью. При передаче актуальных сведений и документов через систему нет необходимости дублировать их на бумажных носителях. Данная особенность обеспечивает значительную экономию времени, а также сил представителей различных организаций.

Преимущества данного способа представления заключается в том что  нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получить в электронном виде справку о состоянии расчетов с бюджетом, выписку операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Кроме того, в настоящее время с помощь ТКС можно подать жалобу и получить решений по ним. Можно обжаловать решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налоговое уведомление, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов и иные документы, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Форма, форматы, порядок заполнения и представления таких жалоб, а также порядок направления ответных решений и извещений предусмотрены приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

 

Развернуть В чем отличие трудового договора от договора гражданско-правового характера?

Статьей 15 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования. Так, отличительными признаками трудового договора являются: личное выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности) или конкретного вида поручаемой работы; право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного МРОТ; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка; право работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых (включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; право работников на объединение для защиты своих прав и интересов (в том числе через профессиональные союзы); обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также право на забастовку; право работника на обязательное социальное страхование.

Трудовой договор может быть заключен на определенный срок только в установленных исключительных случаях. В остальных случаях - заключается на неопределенный срок.

Условия трудового договора выгодно отличают его от гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так, например, работник в отличие от подрядчика (исполнителя) не несет риска, связанного с осуществлением своего труда, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет право на все гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, работодатель ограничен в возможности прекращения с ним трудового договора. Вместе с тем некоторые преимущества имеет и выполнение работ (оказание услуг) по договору гражданско-правового характера. Например, подрядчик (исполнитель) сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, может привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, может самостоятельно определять способы и время выполнения задания заказчика, не подчиняется локальным нормативным актам заказчика.

Заключение гражданско-правового договора вместо трудового возможно для выполнения конкретных действий или задания и достижения определенного результата. Гражданско-правовой договор, прикрывающий фактические трудовые отношения, неправомерен.

Развернуть Кто имеет право на социальную доплату к пенсии?

Условия и порядок предоставления социальных доплат к пенсии определяется ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи», согласно которым  общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством в субъекте РФ. При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются: пенсия, срочная пенсионная выплата, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, и иные региональные меры социальной поддержки, устанавливаемые в денежном выражении. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются.

При расчете не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.

Если общая сумма материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе, который, в свою очередь, ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру установят федеральную социальную доплату (ФСД).

Если общая сумма материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, превышающего прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру установят региональную социальную доплату (РСД).

В общем случае социальная доплата назначается на основании поданного заявления, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней в территориальный орган ПФР (в случае обращения за ФСД) или Управление социальной защиты населения (в случае обращения за РСД).

Развернуть Какие есть жилищные программы для молодых семей?

Оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 09.09.2019 № 17-П5.

Данной программой предполагается предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (в том числе по договору участия в долевом строительстве) или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя - гражданина РФ и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье (на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты) не превышает 35 лет; у семьи есть доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении.

Региональным законодательством может быть установлена квота в размере не более 30% для молодых семей, не относящихся к семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 либо к имеющим трех и более детей.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. При этом социальная выплата не может быть использована на приобретение жилья у близких родственников.

Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы удостоверяется свидетельством, которое выдает орган местного самоуправления на основании решения о включении семьи в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Срок действия свидетельства - не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Исключение составляют свидетельства, выданные в период с 01.02.2020 до 05.05.2020, срок действия которых составляет не более девяти месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.