Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон № 256-ФЗ)
Согласно ст. 2 Закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей с детьми, которая обеспечивает возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Право на материнский капитал подтверждается государственным сертификатом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на получение материнского капитала имеют следующие граждане РФ независимо от места их жительства: женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 01.01.2020; женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007; женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала; мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020; мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.
При этом право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) (ч. 7 ст. 3 Закона № 256-ФЗ).
Одним из условий возникновения права на материнский капитал является наличие гражданства РФ на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано возникновение этого права (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).
Законодательством предусмотрены случаи, когда право на получение материнского капитала прекращается у лица, обладавшего таким правом, и возникает у другого лица.
Частями 3, 4, 6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ установлено, что к основаниям прекращения права на материнский капитал относятся: смерть лица, имеющего право на материнский капитал; объявление лица, имеющего право на материнский капитал, умершим; лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал; совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей); отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.
В случае наступления вышеуказанных обстоятельств право на материнский капитал возникает:
- у мужчин (отцов либо усыновителей детей) независимо от наличия у них гражданства РФ или статуса лица без гражданства - в случае прекращения права на материнский капитал у женщины;
- у несовершеннолетнего ребенка (детей в равных долях) и (или) совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), - до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, в случае прекращения права на материнский капитал у отца (усыновителя); случае прекращения права на материнский капитал у матери, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал; в случае, если у отца (усыновителя) ребенка такое право не возникло после прекращения права у матери.
Право на получение материнского капитала у мужчины не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на материнский капитал, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, после смерти матери (усыновительницы) признан оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).
Приказом ФНС России от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ «О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» установлена возможность направления налогоплательщиками в налоговые органы с использованием формата передачи документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Система ТКС – это современный телекоммуникационный канал связи, система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, который характеризуется удобством, доступностью, а также высокой скоростью. При передаче актуальных сведений и документов через систему нет необходимости дублировать их на бумажных носителях. Данная особенность обеспечивает значительную экономию времени, а также сил представителей различных организаций.
Преимущества данного способа представления заключается в том что нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получить в электронном виде справку о состоянии расчетов с бюджетом, выписку операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.
Кроме того, в настоящее время с помощь ТКС можно подать жалобу и получить решений по ним. Можно обжаловать решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налоговое уведомление, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов и иные документы, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Форма, форматы, порядок заполнения и представления таких жалоб, а также порядок направления ответных решений и извещений предусмотрены приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.
Статьей 15 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования. Так, отличительными признаками трудового договора являются: личное выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности) или конкретного вида поручаемой работы; право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного МРОТ; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка; право работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых (включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; право работников на объединение для защиты своих прав и интересов (в том числе через профессиональные союзы); обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также право на забастовку; право работника на обязательное социальное страхование.
Трудовой договор может быть заключен на определенный срок только в установленных исключительных случаях. В остальных случаях - заключается на неопределенный срок.
Условия трудового договора выгодно отличают его от гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так, например, работник в отличие от подрядчика (исполнителя) не несет риска, связанного с осуществлением своего труда, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет право на все гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, работодатель ограничен в возможности прекращения с ним трудового договора. Вместе с тем некоторые преимущества имеет и выполнение работ (оказание услуг) по договору гражданско-правового характера. Например, подрядчик (исполнитель) сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, может привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, может самостоятельно определять способы и время выполнения задания заказчика, не подчиняется локальным нормативным актам заказчика.
Заключение гражданско-правового договора вместо трудового возможно для выполнения конкретных действий или задания и достижения определенного результата. Гражданско-правовой договор, прикрывающий фактические трудовые отношения, неправомерен.
Условия и порядок предоставления социальных доплат к пенсии определяется ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи», согласно которым общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством в субъекте РФ. При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются: пенсия, срочная пенсионная выплата, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, и иные региональные меры социальной поддержки, устанавливаемые в денежном выражении. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются.
При расчете не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.
Если общая сумма материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе, который, в свою очередь, ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру установят федеральную социальную доплату (ФСД).
Если общая сумма материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, превышающего прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру установят региональную социальную доплату (РСД).
В общем случае социальная доплата назначается на основании поданного заявления, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней в территориальный орган ПФР (в случае обращения за ФСД) или Управление социальной защиты населения (в случае обращения за РСД).
Оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 09.09.2019 № 17-П 5.
Данной программой предполагается предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (в том числе по договору участия в долевом строительстве) или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя - гражданина РФ и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье (на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты) не превышает 35 лет; у семьи есть доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении.
Региональным законодательством может быть установлена квота в размере не более 30% для молодых семей, не относящихся к семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 либо к имеющим трех и более детей.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. При этом социальная выплата не может быть использована на приобретение жилья у близких родственников.
Право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы удостоверяется свидетельством, которое выдает орган местного самоуправления на основании решения о включении семьи в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Срок действия свидетельства - не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Исключение составляют свидетельства, выданные в период с 01.02.2020 до 05.05.2020, срок действия которых составляет не более девяти месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.