Вопрос-ответ

Развернуть По каким критериям относят преступления к категории коррупционных?

Официальные данные о состоянии преступности, в том числе коррупционной, основываются на статистических сведениях, которые аккумулируются в информационных центрах органов внутренних дел субъектов РФ.

Информация о выявленных преступлениях коррупционной направленности формируется на основании сведений, содержащихся в статистических карточках форм № 1 и № 1.1, 2 (приложение№  4 к совместному Приказу от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений»), составляемых с учетом требований, содержащихся в перечне № 23 преступлений коррупционной направленности (приложение к Указанию Генпрокуратуры РФ № 487/11/1, МВД России от 12 июля 2019 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности») (далее - перечень № 23).

К преступлениям категории коррупционных относятся прежде всего преступления, предусмотренные ст. 290, 291, 291.1, 204 Уголовного кодекса  РФ из п. 2 перечня № 23.

Основные трудности в правоприменительной практике возникают при учете преступлений, относящихся к категории коррупционных при наличии определенных условий (п. п. 3, 4 перечня № 23). Прежде всего это касается хищений, совершенных руководителями коммерческих или иных организаций с использованием служебного положения.

Так, в соответствии с п. 3.6 перечня № 23 преступления, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, ст. 160, ст. 201 Уголовного кодекса РФ, относятся к категории коррупционных при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления в том числе лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения. Исходя из п. 1 перечня № 23, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, одним из обязательных признаков которых является наличие надлежащего субъекта уголовно наказуемого деяния, к которым относятся, помимо прочих, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица.

При формировании статистических данных о совершении указанных преступлений основная задача прокурора состоит в недопущении необоснованного учета множества преступлений, являющихся единым продолжаемым преступлением, а также в обеспечении правильной квалификации деяния.

Развернуть Какие основные обязанности, запреты, ограничения государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции?

Статьями 7.1, 8, 8.1,  9, 10, 12, 12.1  Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 17, 19, 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьями 14, 14.1, 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» регламентированы  основные обязанности, запреты, ограничения государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции.

Государственный или муниципальный служащий обязан:

-уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений,

-принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов,

-предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), а также о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке,

-направлять уведомления о возникшей личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (выполнение отдельных функций в отношении родственников, близких знакомых),

-направлять уведомления о склонении к совершению коррупционного правонарушения,

-соблюдать ограничения, связанные с получением подарка (порядок получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками, направление уведомлений).

Государственному или муниципальному служащему запрещено иметь вклады, хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Развернуть В каких случаях работодатель не обязан сообщать о трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего представителю работодателя государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы, а также при каких обстоятельствах отстаивают основания для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ?

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность работодателя или заказчика работ (услуг) за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»  гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

На основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Невыполнение обязанности служащим по сообщению сведений о последнем месте своей службы при отсутствии у работодателя сведений о ранее замещаемой им должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни (например, отсутствие указанных сведений в трудовой книжке, документах воинского учета, военном билете, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкете), свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.

Развернуть Как пенсионеру получить государственную социальную помощь?

Государственная социальная помощь предоставляется, в частности (абз. 1 преамбулы, ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ):

1)                малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

2)                пенсионерам, которые относятся к иным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на получение государственной социальной помощи.

В III квартале 2019 года в Пермском крае в расчете на душу населения установлена вылечена прожиточного минимума в размере 10556 руб., для трудоспособного населения - 11338 руб., пенсионеров - 8703 руб., детей - 10703 руб.

Виды государственной социальной помощи:

Государственная социальная помощь предоставляется пенсионерам в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона N 178-ФЗ).

Пенсионеры имеют право на получение определенного набора социальных услуг, если относятся к льготным категориям граждан, в частности инвалидам (ст. ст. 6.1, 6.7 Закона N 178-ФЗ).

Справка. Набор социальных услуг

Набор социальных услуг включает (ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ):

-обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по соответствующим рецептам;

-предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний в определенные санаторно-курортные организации;

-бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Обратиться за предоставлением набора соцуслуг можно с даты установления пенсионеру ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). То есть для получения соцуслуг сначала необходимо подать в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) заявление о назначении ЕДВ, а затем - заявление о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.7 Закона N 178-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 862; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н; п. п. 1.3, 1.4 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; п. п. 31, 33 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353н).

Отметим, что сумма ЕДВ уменьшается на стоимость набора соцуслуг. Однако у вас есть право отказаться от получения набора соцуслуг полностью или частично. Ежегодно вы можете выбрать удобный для вас вариант на следующий календарный год, подав до 1 октября текущего года в ТО ПФР заявление об отказе от получения социальных услуг или заявление о возобновлении их предоставления (ч. 3, 4 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 3 Правил N 862; п. п. 1.4, 1.5 Порядка N 328; п. 57 Административного регламента).

Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам в виде денежных выплат и натуральной помощи устанавливается нормативными актами субъектов РФ. В Пермском крае Порядок утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2013 N 1804-п "О предоставлении государственной социальной помощи в форме социального пособия и натуральной помощи".

Развернуть Какая ответственность предусмотрена за воспрепятствование законной деятельности медработника по оказанию помощи?

С 6 августа законная деятельность медработников находится под защитой. Новые статьи об ответственности за воспрепятствование законной деятельности медработника по оказанию помощи включены в КоАП РФ и УК РФ.

Административный штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб. придется заплатить лицам, которые в любой форме препятствуют оказанию медпомощи.

Исключения составят случаи, когда водители не пропускают машину скорой помощи. За это они будут наказаны по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ, ответственность по которой ужесточена. Штраф составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб. вместо нынешних 500 руб. Лишить прав за данное нарушение смогут на срок от трех месяцев до года (сейчас - от одного до трех месяцев).

Уголовная ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме оказанию медпомощи грозит в случаях, если это повлекло по неосторожности:

- причинение тяжкого вреда здоровью пациента;

- смерть пациента.

Максимальное наказание в случае причинения вреда - лишение свободы на срок до двух лет, а в случае смерти пациента - лишение свободы на срок до четырех лет.

Какие действия относятся к "воспрепятствованию законной деятельности в какой бы то ни было форме", из новых статей кодексов не ясно. В пояснительной записке к одному из законопроектов говорилось, что это могут быть удержание медработника, угрозы, создание препятствий по доступу к больному.