Вопрос-ответ

Развернуть Порядок назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, и кто имеет право на его получение?

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон № 81-ФЗ) предусмотрена мера поддержки материнства, отцовства и детства в виде предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Порядок и условия назначения выплаты регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330.

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется следующим категориям нуждающихся в социальной поддержке граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ:

- беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель);

- одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином РФ и постоянно проживающего на территории РФ.

Право на пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в установленном порядке, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет пособие назначается на каждого такого ребенка.

Статьей 10 Закона № 81-ФЗ установлено, что размер пособия устанавливается в процентном соотношении от соответствующей величины регионального прожиточного минимума (50%, 75% или 100%) в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи. При этом для беременных женщин пособие исчисляется исходя из величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, а для граждан, имеющих детей в возрасте до 17 лет, - исходя из величины регионального прожиточного минимума для детей.

Заявления о предоставлении ежемесячного пособия подлежат рассмотрению в территориальных отделениях Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подаются в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо лично гражданином.

Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на 12 месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет. Назначение ежемесячного пособия в очередном году осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает срок, на который ежемесячное пособие было назначено, по заявлению о назначении ежемесячного пособия.

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка.

Решения об отказе в назначении выплат могут быть обжалованы, в том числе в органы прокуратуры, а также в судебном порядке.

 

Развернуть Что можно отнести к неосновательному обогащению, и как вернуть денежные средства, похищенные в результате телефонного мошенничества?

В соответствии с требованиями п.1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

К неосновательному обогащению, как правило, относится определенное имущество. Имуществом являются в том числе вещи, денежные средства (ст. 128 ГК РФ).

Неосновательное обогащение должно быть возвращено в денежной форме, если приобретатель: неосновательно получил денежную сумму, пользовался услугами или имуществом без намерения его приобрести, получил имущество, но не может вернуть его в натуре.

В настоящее время сформировалась судебная практика по взысканию на основании исков граждан неосновательного обогащения с непосредственных владельцев счетов, на которые перечисляются денежные средства, похищенные в результате телефонного мошенничества.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, в силу которых такое имущество не подлежит возврату лежит на ответчике.

В ходе рассмотрения исков указанной категории ответчики – номинальные владельцы счетов зачастую не могут представить доказательства законных оснований для приобретения денежных средств, в связи с чем суды выносят решения в пользу потерпевших.

В этой связи пострадавшие от «мобильных» мошенников граждане вправе обратиться в суд с целью взыскания похищенных денежных средств к владельцам счетов, на которые эти средства были перечислены.

Также в силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства в случае, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать этого самостоятельно.

Развернуть Расширены трудовые гарантии работникам, в одиночку воспитывающим детей

С 25 декабря 2024 года вступил в действие Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон).

Данный Закон внес поправки, запрещающие увольнять по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет, а также других лиц, воспитывающих таких детей без матери.

Изменения внесены в статью 261 Трудового кодекса РФ, согласно которой в настоящее время расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса)

Таким образом, Законом расширены трудовые гарантии работникам, в одиночку воспитывающим детей, повышен возраст детей, при наличии которых предоставляется защита, с 14 лет до 16 лет. Круг лиц остался без изменений, а их увольнение по инициативе работодателя практически исключено: оно возможно только в отдельных случаях, например при совершении грубого дисциплинарного проступка или неоднократного неисполнения трудовых обязанностей.

Изменения направлены на повышение социальной защищенности лиц с семейными обязанностями, снижение рисков потери работы и ухудшения материального положения, создание условий для более успешного совмещения трудовой деятельности и семьи.

Развернуть Возможно ли при личном приеме в органах прокуратуры использовать фото, аудио, видео записывающую аппаратуру?

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокуроры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция).

Установленный Инструкцией порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.

Использование такой аппаратуры возможно с согласия прокурорского работника, производящего личный прием.

Даная позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно п.п. 43, 44, 45, вышеуказанного Пленума под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети "Интернет". Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо только когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

По смыслу закона, если на прием заявитель приходит как частное лицо, а не как представитель какой-либо общественной организации либо должностное лицо органа государственной власти, видеозапись в кабинете работника прокуратуры при личном приеме осуществляется не в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Осуществляя личный прием граждан, работник прокуратуры не является публичной фигурой в том смысле, который содержит статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обнародование и использование его изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией, интерес к данному лицу не является общественно значимым.

В связи с изложенным, оснований для получения изображений работника прокуратуры (фото, аудио, видеофиксация) без его согласия не имеется.

Из системного толкования норм статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право сотрудника прокуратуры, осуществляющего личный прием граждан, запретить свою фото и видеосъемку не нарушает права заявителей, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.

Таким образом, произвольное осуществление гражданами видеозаписи в помещениях органов прокуратуры не допускается.

 

Развернуть Правительством утверждены требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки).

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 564 утверждены основных требований к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

Новый порядок устанавливает основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее соответственно - меры социальной защиты (поддержки), органы и (или) организации).

Установлено, что процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) осуществляются в электронном виде, с использованием государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа) или информационных систем органов и (или) организаций.

Так же определен предельный срок рассмотрения документов для назначения соответствующих мер поддержки, а именно:

- регистрация заявления – не более 1 рабочий день;

- получение межведомственных документов – до 2 рабочих дней;

- извещение о назначении или отказе в назначении мер поддержки – 1 рабочий день.

При осуществлении органами и (или) организациями процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданину посредством единого портала или посредством регионального портала в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в день осуществления соответствующего процесса обеспечивается направление информации:

- о ходе рассмотрения заявления, включая информацию о приостановке и возобновлении рассмотрения заявления, результате рассмотрения заявления и принятом органами и (или) организациями решении о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) с указанием аргументированной причины такого отказа, включая положения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);

- о необходимости доработки заявления в случае установления факта наличия в заявлении недостоверной и (или) неполной информации;

- о перечислении денежных средств с указанием банковского счета гражданина, на который осуществлено перечисление, или о невозможности зачисления денежных средств с указанием действий для изменения реквизитов банковского счета.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 год.