Вопрос-ответ

Развернуть Кем утверждаются Правила благоустройства и каков порядок осуществления контроля в сфере благоустройства территории?

На основании требований  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении, Закон) утверждение правил благоустройства территории поселения, муниципального и городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 17.1 Закона)

Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2 Закона о местном самоуправлении).

В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона о местном самоуправлении организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон о контроле).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о контроле порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

При осуществлении муниципального контроля могут применяться контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные ч. 2 ст. 56 Закона о контроле, в том числе инспекционный визит, рейдовый осмотр, проверка.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о контроле основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров; поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц; требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в котором указываются сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 64 Закона о контроле.

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, осуществляются путем проведения контрольных (надзорных) действий, указанных в ч. 1 ст. 65 Закона о контроле. В частности, к таким действиям относятся осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов и другие.

Сроки совершения контрольного (надзорного) мероприятия установлены Законом о контроле, в иных случаях назначаются контрольным (надзорным) органом (ч. 1 ст. 86 Закона о контроле).

По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт (ч. 2 ст. 87 Закона о контроле).

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры (ч. 5 ст. 87 Закона о контроле).

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Закона о контроле в случае выявления нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан:

- выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

- при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

- принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

- рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков.

 

Развернуть Как потребовать у перевозчика забытые в транспорте вещи?

Статье 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что вещи, забытые в транспортных средствах или на объектах транспортной инфраструктуры, подлежат возврату их владельцам в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Правила).

Согласно пункту 92 Правил лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, автостанции, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю) или уполномоченному должностному лицу владельца автовокзала, автостанции.

Забытые и найденные в транспортном средстве вещи кондуктор (водитель) передает под расписку с подробным описанием найденных вещей на хранение уполномоченному должностному лицу владельца автовокзала, автостанции, которые расположены в конечном пункте маршрута регулярных перевозок, либо уполномоченному должностному лицу перевозчика или фрахтовщика (п.93 Правил)

На основании пункта 94 Правил найденные и невостребованные вещи по истечении установленного владельцем автовокзала, автостанции, перевозчиком или фрахтовщиком предельного срока их хранения подлежат реализации в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В случае если по окончании поездки в междугородном сообщении пассажир, прибывший в промежуточный пункт маршрута, обнаружит, что им в транспортном средстве забыты вещи, этот пассажир вправе обратиться к дежурному любого автовокзала, автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Дежурный автовокзала, автостанции по письменному заявлению пассажира обязан немедленно проинформировать владельца ближайшего автовокзала, автостанции на пути следования транспортного средства с указанием в них места, которое занимал пассажир, описанием забытых вещей и требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. В таких случаях все расходы, связанные с возвратом вещей, производятся за счет их владельца. Лицо, потребовавшее выдачи найденных вещей, должно доказать свое право на них, указав в письменной форме точные признаки вещей. (п. 95, 96 Правил)

На основании пункта 105 Правил претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.

Развернуть Обязана ли коммерческая организация принимать локальные акты по предупреждению коррупции?

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, организациям необходимо принимать весь комплекс необходимых мер по предотвращению коррупционных нарушений, включая сотрудничество с правоохранительными органами и контрагентами.

С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее - Методические рекомендации), согласно которым антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации. (п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер.

Действующее законодательство не предусматривает конкретного перечня документов, содержащих меры по предупреждению и противодействию коррупции.

При разработке локальных актов по противодействию коррупции следует руководствоваться Методическими рекомендациями, в которых также установлен примерный перечень конкретных мероприятий, рекомендуемых для включения в антикоррупционную политику организации. В приведенном перечне содержатся мероприятия по разработке и внедрению положения о конфликте интересов, а также правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками.

Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).

Основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 ТК РФ. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Соответственно, в трудовом договоре также возможно закрепить обязанность работника в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указанную обязанность целесообразно закрепить в Положении о конфликте интересов.

Развернуть В каких случаях возможно требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению?

Согласно требованиям ч. 4, 5. ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную и горячую воду.

Частью 4 ст. 157 ЖК РФ установлено, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354) в соответствии с которыми при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил ).

Перерасчет платы за горячую воду производится в случае отступление от следующих допустимых отклонений температуры горячей воды в точке водоразбора от вышеуказанной температуры):

в ночное время (с 0:00 до 5:00 часов) - не более чем на 5 °C;

в дневное время (с 5:00 до 0:00 часов) - не более чем на 3 °C.

Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более трех минут (Приложение № 1 к Правилам № 354).

Кроме того, перерасчет платы за горячую воду производится за отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании, а также за отклонение давления в системе горячего водоснабжения (п. п. 6, 7 Приложения № 1 к Правилам № 354). Давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см).

При несоответствии состава и свойств холодной воды установленным требованиям размер платы за холодное водоснабжение снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) (п. 2 Приложения № 1 к Правилам № 354).

За каждый час подачи холодной воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается (п. 3 Приложения № 1 к Правилам № 354):

при давлении, отличающемся от установленного до 25%, - на 0,1% размера платы;

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, - на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальной услуги за расчетный период превышает установленные допустимые перерывы, потребитель вправе также потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (п. 157 Правил № 354).

Развернуть Гражданско-правовая ответственность за некачественно оказанную медицинскую помощь

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323)

В соответствии со ст. 98 Закона № 323 медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, пациент вправе требовать от медицинской организации возмещения причиненного ему в результате врачебной ошибки вреда здоровью, а также компенсацию морального вреда. При причинении увечья (ином повреждении здоровья) возмещению подлежит утраченный пострадавшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные с повреждением здоровья, в частности расходы на лечение, посторонний уход, если установлено, что он нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (п. 2 ст. 150, ст. 151, п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. 1 ст. 1085, ст. 1099 Гражданского Кодекса РФ).

Требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены также членами семьи гражданина, которому была оказана ненадлежащая медицинская помощь, если в связи с этим они ощущают нравственные или физические страдания. Моральный вред при этом может выражаться, в частности, в заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий в связи с утратой родственника вследствие некачественной медицинской помощи, переживаниях по поводу неправильного установления диагноза и непринятия всех возможных мер для оказания необходимой и своевременной помощи.

По правилам ст. 1088, п. 1 ст. 1089 ГК РФ в случае смерти пациента вред возмещается установленным законом лицам (например, нетрудоспособным иждивенцам умершего) по общему правилу в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.

Согласно ч.1 ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.

В случае обращения в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей за неудовлетворение в добровольном порядке требований истца в связи с некачественным оказанием платных медицинских услуг в его пользу с ответчика взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.