Новости


07.06.2023
Прокуратура Свердловского района города Перми разъясняет

Вопрос № 31: «Какая ответственность за незаконное получение выплат»?

Ответ: Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат (ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

К социальным выплатам, в частности, относятся: компенсации за питание, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства материнского капитала, пособие по безработице, иные выплаты.   

По указанной статье уголовная ответственности наступает с шестнадцатилетнего возраста. 

Мошенничество при получении выплат группой лиц по предварительному сговору квалифицируется по части 2 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К уголовной ответственности по части 3 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации привлекаются лица, совершившие указанное преступление с использованием служебного положения, а равно в крупном размере, то есть сумма ущерба, причиненного преступлением, превышает 250 тыс. руб.

По части 4 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации к ответственности привлекаются лица, совершившие деяния, предусмотренные частями 1 или 3 данной статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере (сумма, превышающая 1 млн руб.).

Максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Вопрос № 32: «Каких граждан могут обслужитб вне очереди»?

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 26.07.2021 № 437 в Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» внесены изменения, в соответствии с которыми инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей, обслуживаются вне очереди:

на предприятиях торговли,

общественного питания,

службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства,

в учреждениях здравоохранения, образования, культуры,

- в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.

Указанные категории граждан также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Ранее право на обслуживание вне очереди распространялись только инвалидов I и II групп.

Вопрос № 33: «Полагается ли пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации для лиц, вынужденно покинувших территории ДНР, ЛНР и Украины»»?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации из числа лиц, вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР и Украины и временно размещенных на территории Российской Федерации, имеют:

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие вид на жительство в Российской Федерации);

- лица, имеющие статус беженца.

В отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до 1 января 1991 года), Украины (то есть после 1 января 1991 года), в том числе ДНР, ЛНР, по 20 февраля 2022 года (с учетом вступивших в силу 21.02. 2022 Указов Президента Российской Федерации от 21.02.2022 года № 71 "О признании Донецкой Народной Республики" и № 72 "О признании Луганской Народной Республики").

В отношении граждан, прибывших в Российскую Федерацию с территории Украины, т.е. не с территории ДНР и ЛНР, применяются положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992 года, и законодательства Российской Федерации, т.е. одним из основных условий является подтверждение постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Кроме того, лицам, имеющим статус беженца или вынужденного переселенца на территории Российской Федерации, может быть назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос № 34: «Подскажите, какие есть особенности закупок у единственного поставщика»»?

Ответ: Заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд у единственного поставщика, определенного актами Правительства, высшего органа государственной власти региона или муниципальным правовым актом местной администрации до конца 2022 г.

Определены случаи, в которых подготавливаются указанные акты, и их содержание. При осуществлении закупки у единственного поставщика в контракте указывается случай, на основании которого подготовлен акт и в соответствии с которым осуществляется закупка. Обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью.

Исполнение контракта, включение информации и документов о нем в реестр контрактов происходят в порядке, установленном для контракта, заключенного по результатам закупки. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, уведомление о закупке с копией заключенного контракта направляется в уполномоченный орган государственной власти.

Вопрос № 35: «Может ли пенсионер из деревни получить повышенную пенсию»»?

Ответ: В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лица, проработавшие в сельской местности не менее 30 лет имеют право на повышение фиксированной выплаты  к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности  в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты  к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной законом.

К исключениям относятся лица, являющихся получателями пенсии  за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,  и их семей».

Фиксированная выплата установлена в сумме 4 982 рубля 90 копеек  в месяц, фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также по случаю потери кормильца установлена  в сумме, равной 50 процентам от 4 985,90 рублей.

Ранее эта выплата прекращалась в случае, если пенсионер переезжал  на новое место жительство с выездом из сельской местности.

С 01.01.2022 неработающий пенсионер, проживающий в сельской местности и проработавший не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, вправе получать фиксированную выплату к страховой пенсии  по старости или по инвалидности независимо от его выезда на новое место жительства из сельской местности.

Лицам, которым был осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с выездом за пределы сельской местности до 01.01.2022, повышение фиксированной выплаты после указанной даты должно быть установлено органами пенсионного фонда без истребования заявления  о перерасчете.

Вопрос № 36: «Какие сроки давности привлечения к административной ответственности»»?

Ответ: Сроки давности привлечения к административной ответственности – это сроки, в течение которых уполномоченным органом или лицом может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которые исчисляются со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В отношении отдельных правонарушений установлены более длительные сроки.

Так, например, постановление не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение трудового законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите прав потребителей и многие другие.

Срок давности привлечения к административной ответственности - два года установлен за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и другие.

 За нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета срок давности привлечения к административной ответственности составляет три года со дня совершения административного правонарушения.

А за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Вопрос № 37: «Какой порядок постановки на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду»?

Ответ: Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС) - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Постановка объекта НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила).

Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктом 13 Правил Росприроднадзор является оператором государственного реестра объектов НВОС, а также организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов РФ региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам.

Таким образом, по вопросам постановки конкретных объектов НВОС на государственный учет, в том числе об отнесении их к конкретной категории, следует обращаться в территориальные подразделения Росприроднадзора или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ.

Вопрос № 38: «Какие способы защиты жилищных прав существуют»?

Ответ: В соответствии со статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем:

признания жилищного права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

прекращения или изменения жилищного правоотношения;

иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.

В административном порядке защита жилищных прав осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом.

При этом, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Вопрос № 39: «Какие права при наследовании и на получение алиментов граждан предпенсионного возраста»?

Ответ: К лицам предпенсионного возраста по общему правилу относятся граждане, у которых срок до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, составляет не более пяти лет. При этом общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г. - 64 года для мужчин и 59 лет для женщин.

Правила о наследовании нетрудоспособными лицами, в частности их право на обязательную долю в наследстве, применяются также к женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет (п. 1 ст. 1149 ГК РФ; ст. 8.2 Закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ).

Также указанным лицам предоставлено право на алименты как нетрудоспособным совершеннолетним лицам, нуждающимся в помощи, или достигшим пенсионного возраста и нуждающимся в помощи бывшим супругам (ст. ст. 85, 87, 89, 90, 93, 95 - 97, п. 8 ст. 169 СК РФ).

Вопрос № 39: «Какая ответственность за хищение денежных средств с банковского счета»?

Ответ: Хищение денежных средств с банковского счета – одно из самых распространенных преступлений в настоящее время.  Большая часть указанных преступлений относится к категории мошенничеств, совершенных с использованием мобильных средств связи.

Рост числа указанных преступлений обусловлен сложностью их раскрытия, поскольку они совершаются, в основном, «дистанционно».   

Пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ). За совершение данного преступления грозит наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

За мошеннические действия, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием с использованием электронных средств платежа, статьей 159.3 УК РФ в зависимости от обстоятельств деяния (совершения преступления в составе группы лиц или с использованием служебного положения) и размера похищенного предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Действия лица квалифицируются по ст. 159.3 УК РФ в случаях, когда хищение имущества осуществлялось с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем сообщения уполномоченному работнику кредитной, торговой или иной организации заведомо ложных сведений о принадлежности этому лицу такой карты на законных основаниях либо путем умолчания о незаконном владении картой. В случае хищения чужих денежных средств с использованием похищенной или поддельной платежной карты, если выдача наличных денежных средств производилась через банкомат без участия работника кредитной организации, действия лица квалифицируются как кража.

Если безналичные денежные средства похищены с использованием для получения доступа к ним конфиденциальной информации держателя платежной карты (например, персональными данными владельца, данными платежной карты, паролями), переданной злоумышленнику самим держателем карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием, действия виновного будут являться кражей.

Вопрос № 40: «Всегда ли законны митинги»?

Ответ: Статья 31 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Порядок их организации и проведения определен Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичное мероприятие является законным, если оно:

- не носит противоправный и экстремистский характер;

- согласовано с уполномоченным муниципальным органом за 10 дней (для митинга) до проведения и за 3 дня (для пикета);

- проводится в специально отведенном месте или месте, согласованном уполномоченным органом;

- проводится в период времени с 07-00 часов до 22-00 часов;

- проводится в не запрещенном месте, а именно не вблизи судов, библиотек, музеев, торговых, развлекательных учреждений, медицинских, образовательных организаций, спорткомплексов, остановок маршрутных транспортных средств, объектов жизнеобеспечения и т.д.

Если уведомление не было подано в срок, в проведении мероприятия отказано либо оно не согласовано по месту и времени проведения - организатор не вправе проводить публичное мероприятие.

В случае несогласия с действиями органов власти они могут быть обжалованы в установленном порядке в суд в течении 10 дней со дня, когда стало известно о нарушении прав.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, участия в нем, предусмотрена административная ответственность в плоть до ареста на 15 суток (ст. 20.2 КоАП РФ), а за нарушение порядка организации, повлекшее нарушение общественного порядка – до 30 суток (ст. 20.2.2 КоАП РФ).

Родители несовершеннолетних, участвовавших в несанкционированных публичных мероприятиях, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию детей.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, неоднократное участие в нем, организацию массовых беспорядков, а также призывы к ним предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием до 5 и 15 лет лишения свободы (ст. 212.1, ст. 212, УК РФ соответственно).

Статьей 267 УК РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов, если возникла угроза жизни, здоровью и безопасности граждан, повреждения или уничтожения имущества.

Перед тем, как принять решение участвовать или нет в публичном массовом мероприятии, необходимо внимательно ознакомиться с законом и убедиться в том, что мероприятие законно. Ваша безопасность и ответственность зависит от вашего выбора.