Вопрос-ответ

Развернуть Какая ответственность предусмотрена для подростков и родителей за нарушение этих запретов? Могут ли ребенка изъять из семьи?

За нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена административная ответственность, предусмотренная часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Частями 1, 6.1 и 7 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организаторов публичного мероприятия.

Частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти, либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка.

В случае, если родитель способствует участию несовершеннолетнего в несанкционированном публичном мероприятии к нему могут применены санкции, предусмотренные частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 77 Семейного Кодекса Российской Федерации отобрание ребенка у родителей возможно только при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Развернуть Есть ли у подростков право открыто высказывать свою политическую волю и гражданскую позицию в социальных сетях, записывать видео на политические, острые социальные темы?

Согласно положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно положениям статьи 13 Конвенции о правах ребенка:

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
для уважения прав и репутации других лиц; или для охраны государственной безопасности, или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения

Статьей 10.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149) определены особенности распространения информации
в социальных сетях:

не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», в целях распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Развернуть Могут ли подростки публично заявлять, что осуждают действия высокопоставленных чиновников и политиков? Могут ли говорить о том, что поддерживают оппозиционеров?

Могут, не нарушая норм статьи 15.1 ФЗ № 149. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 20.3.1 КоАП РФ, частью 3 статьи 20.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Развернуть Имеют ли подростки право публично выражать свою политическую и гражданскую позицию? В каких формах?

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации без возрастных ограничений собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» (далее – ФЗ № 54) устанавливает, что осуществление этих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.

Одной из форм выражения политической и гражданской позиции является проведение публичного мероприятия.

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целями публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны
и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных ФЗ № 54 форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование, акция), направленных на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Данные мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.

Согласно статье 4 ФЗ № 54 для организации публичного мероприятия требуется оповещение возможных участников публичного мероприятия,
и подача уведомления о проведении публичного мероприятия
в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Если организатором публичного мероприятия не было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, указанное мероприятия будет считаться несогласованным (несанкционированным).

Частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность
за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан
к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Согласно статьям 13 - 15 Конвенции о правах ребенка дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Согласно статьи 13 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 54 несовершеннолетние достигшие возраста 16 лет могут быть организатором публичного мероприятия в форме митингов и собраний, а форме демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин, достигший возраста 18 лет.

Согласно положениям Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов государственных программ Российской Федерации, включающих мероприятия в сфере молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Развернуть Имеют ли подростки право участвовать в несогласованных с властями публичных акциях, в том числе мирных?

Не имеют. Российское законодательство предусматривает проведение только согласованных публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикитирований, акций).