Архив новостей


17.08.2023
Активисты ТОС «Парковый-2» подготовили интересную статью о переименовании населенных пунктов в Прикамье

 

Как в Прикамье в советское время деревни переименовывали:
Были изучены архивные документы о переименовании неблагозвучных названий — среди них много смешных.
Сегодня переименования в основном касаются улиц, скверов и площадей. Новые названия дают в честь важных событий или людей, которые чем-то отличились. Например, в Перми недавно появился Сквер конструктора Калачникова — раньше он назывался Сквер Розалии Землячки.

А вот в начале 1960-х в Прикамье переименовывали деревни по другой причине: их названия посчитали неблагозвучными и даже оскорбительными. Изучены документы, которые хранятся в краевом госархиве, и выяснили, что таких населенных пунктов было немало.

В Большесосновском районе, к примеру, решили избавиться сразу от двух деревень под названием Лежебоки. Точнее, от их названий. Одна находилась за рекой, поэтому стала Заречной. Вторую со всех сторон окружали родники — она превратилась в Ключи.
— Переименование населенных пунктов Лежебоки является необходимым, потому что это название является неблагозвучным и не соответствует настоящему времени, когда все жители этих деревень добросовестно работают в общественном хозяйстве, — отмечали авторы смены названий в пояснительной записке.  Существующее название оскорбляет их.
По схожему принципу получали новые имена и другие деревни. В Осинском районе «под нож» попали названия Гиблая и Поганиха, вместо них появились Сосновый Бор и Логовая (от слова «лог»). Старинные деревни Тюремка и Пизьма преобразовали в Красные Горки и Прикамье. При этом реки с аналогичными названиями остались. Деревню Собаки стали называть Малыми Клестятами.
Убрали и название Оплетаи — возможно, оно ассоциировалось с именем мифического Олетая — существа, которое нападало на путников в лесу. Деревня стала Березовкой.
Особую нелюбовь идеологи переименования почему-то испытывали к обозначению ног в названиях. В Большесосновском районе деревню Коровьи Ноги сменила Нагорная, в Верхне-Муллинском вместо Голяшек образовалась деревня Подгорная, а в Нытвенском исчезло Голяшкино и появились Нижние Батуры (эпитет добавили, чтобы отличить от деревни Батуры).
Не все новые названия закрепились. Так, деревню Дурино под Березниками хотели переименовать в поселок Благодатный. Но областной исполком отменил решение Березниковского совета депутатов, посчитав его нецелесообразным, так как в конце 1940-х Дурино включили в состав города. Историческое название, вероятно, происходившее от фамилии первых жителей деревни Дуриных, осталось.
Были и двойные переименования. В Оханском районе деревню под пугающим названием Убиённая сначала назвали Большой Липовкой. Но чуть позже в том же году изменили решение и утвердили другой вариант — Березник.
В Коми-Пермяцком округе меняли названия, в основе которых лежали слова не только на русском языке, но и на языках коми. Так, в Кочевском районе Зельгорт (или Дзельгорт, слово переводится как «дом ягненка») переименовали в Кедровку, Нинмараск («липовая роща») — в Сосновку.
Интересная ситуация сложилась с деревней Катшакок. В решении о переименовании это слово переводят как «нога сороки», но по факту его чаще использовали для обозначения способа наматывания пряжи или спутавшихся ниток. Тем не менее название деревни решили сменить на Константиновку.
Правда, большинство «исправленных» названий на карте Коми округа вы сегодня не найдете. В основном селения продолжили именовать по-старому. В том числе деревни Нельсина, Порськокова и Слепоево, которое так и не стало Ключами, лишь сменило окончание с «а» на «о».

Кстати, 60 лет назад – 2 октября 1957 года, «идя навстречу пожеланиям и просьбам трудящихся» городу Молотову было официально возвращено прежнее название – Пермь.