Ответы на вопросы по оформлению земельных участков

1. Порядок установления границ земельных участков, находящихся в собственности

Какие документы необходимы для уточнения местоположения границ:

  1. 1.  Документ, удостоверяющий личность заявителя
  2. 2.  Заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.  Заявление об учете изменений вправе подать собственник или представитель собственника. Если с заявлением обращается представитель, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. С заявлением об учете изменений  можно обратиться в КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Пермского края или в пункты приема Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому.
  3. 3.  Межевой план земельного участка. Для оформления межевого плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат.     На сайте Росреестра можно ознакомиться со списком всех аттестованных кадастровых инженеров в Российской Федерации.

      В договоре на выполнение кадастровых работ следует предусмотреть обязанность кадастрового инженера по проверке подготовленного межевого плана участка через сервис «Личный кабинет кадастрового инженера» на сайте Росреестра и определить границы земельного участка с фактическим выносом на местность и их передаче по акту.

      При подготовке межевого плана кадастровый инженер, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных с образуемым земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости, должен оформить акт согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями соседних земельных участков. Нарушение процедуры согласования границ со смежными землепользователями может привести к оспариванию результатов межевания соседями.

    ВНИМАНИЕ! Если по результатам рассмотрения поданного Вами заявления о постановке на кадастровый учёт или об учёте изменений (при уточнении границ земельного участка) с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером, Вы получаете решение о приостановлении государственного кадастрового учёта по причине допущенных кадастровым инженером ошибок, то такие ошибки кадастровый инженер обязан Вам  устранить бесплатно в самые короткие сроки.

Обращаем внимание владельцев земельных участков! При неуточненных границах земельного участка есть риск возникновения споров с соседями или нарушения земельного законодательства в части самовольного захвата части земельного участка.

При одновременном проведении кадастровых работ по уточнению границ земельных участков несколькими соседями некоторые кадастровые инженеры предлагают скидки по стоимости кадастровых работ.

Для того, чтобы избежать вышеуказанных негативных последствий рекомендуем провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельных участков, а затем представить выше перечисленные документы в Управление Росреестра по Пермскому краю для внесения информации в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Оформление в собственность вновь создаваемого объекта недвижимости, размещенного на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, и на земельном участке, предоставленном на праве пользования или аренды

Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом указанного объекта по заявлению собственника земельного участка или лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.

Исключение из указанного правила составляют случаи, когда государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления органа государственной власти или местного самоуправления и приложенного к нему разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданного указанными органами, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В указанном случае государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка после постановки объекта на кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании:

- разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию (документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет запрошен органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия);

- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

 - технического плана;

 - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен созданный объект недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая использования земельного участка без предоставления или установления сервитута в соответствии с Земельным кодексом РФ.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на объект недвижимости (созданный объект, земельный участок) взимается государственная пошлина:

с физических лиц - 2 000 рублей;

с организаций - 22 000 рублей.

За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества  взимается государственная пошлина 350 рублей.

 3. Регистрация права собственности на объект незавершенного строительства

Государственная регистрация прав на создаваемый объект недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом указанного объекта по заявлению собственника земельного участка или лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании:

- разрешения на строительство такого объекта;

- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на создаваемые здание или сооружение (объект незавершенного строительства), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:

 - технического плана;

 - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения такого сооружения, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая использования земельного участка без предоставления или установления сервитута в соответствии с Земельным кодексом РФ.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на объект недвижимости (объект незавершенного строительства, земельный участок) взимается государственная пошлина:

с физических лиц - 2 000 рублей;

с организаций - 22 000 рублей.

За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый на таком земельном участке объект недвижимого имущества  взимается государственная пошлина 350 рублей. 

4. Оформление права на земельный участок при утере документов. Порядок восстановления утраченных документов на объекты недвижимости.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества (далее – правоустанавливающие документы) и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

На государственную регистрацию необходимо представление подлинника правоустанавливающего документа.

В случае утери правоустанавливающего документа, необходимо его восстановление путем обращения в зависимости от ситуации в орган или организацию, осуществляющие хранение вторых (иных) экземпляров утерянного документа, к нотариусу, удостоверившему указанный документ в случае его нотариального удостоверения для изготовления копии в установленном порядке. 

На государственную регистрацию может быть представлена архивная копия, архивная справка, архивная выписка, выданные в установленном порядке и отвечающие требованиям действующего законодательства в области делопроизводства и архивного хранения документов  или  копия документа, заверенная подписью руководителя (или уполномоченного на то должностного лица) с печатью органа (организации), от которого исходил данный документ или у которого в силу его компетенции находится подлинный экземпляр документа.

При невозможности восстановления утраченного документа необходимо обращение в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, или о признании права.

В случае утери документа, подтверждающего право на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, государственная регистрация возможна на основании выписки из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления по форме, утвержденной приказом Росреестра от 07.03.2012 № П/103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».

5. Порядок оформления права собственности на земельный участок под 2-квартирными домами, в том числе, если часть дома (квартира) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования или на нее выдан ордер.  

Право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом, устанавливаемым в отношении земельных участков (ст.216 Гражданского кодекса РФ). Ордер выдавался в отношении жилых помещений, предоставляемых на условиях социального найма (ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983). Возможность приобретения гражданином в собственность земельного участка, занятого домом, в котором расположена квартира, не находящаяся в его собственности, законом не предусмотрена.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Таким образом, 2-квартирный дом является многоквартирным домом. Приобретение в собственность земельных участков собственниками помещений многоквартирного дома осуществляется в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой:

- в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме;

- со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

- формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ст.49 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из указанного понятия, собственникам должны принадлежать блоки, представляющие собой самостоятельные (не отдельностоящие) жилые дома (не квартиры), под которыми могут быть сформированы земельные участки. В указанном случае права на земельные участки приобретаются в порядке, установленном ст.39.20 Земельного кодекса в случае, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, или по иным гражданско-правовым основаниям в случае, если участок находится в частной собственности (например, из сделок).

Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется на основании заявления лица, право которого возникает (собственника квартиры или блока) с приложением документа, устанавливающего возникновение права, за исключением случаев возникновения права в силу закона.

В случае если право на земельный участок, возникает на основании сделки, заключенной с органом государственной власти или органом местного самоуправления, регистрация права на земельный участок осуществляется на основании заявления указанного органа и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости (ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

За государственную регистрацию права взимается государственная пошлина с физических лиц - 2 000 рублей.

За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 200 рублей.

 6.  Как зарегистрировать права на садовый дом?

Управление Росреестра по Пермскому краю сообщает: с 1 января 2017 года начал действовать новый порядок государственной регистрации прав на строения, расположенные на садовых и дачных участках (далее – садовые дома) (определен Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ) (далее – новый закон).

Новый закон установил необходимость проведения кадастрового учета таких объектов недвижимости в заявительном порядке. При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанные объекты осуществляются одновременно. Заявитель, обращаясь за государственной регистрацией прав, также подает заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости.

С 1 января 2017 года вместо декларации, подтверждающей факт создания объекта недвижимости, предоставляется технический план объекта недвижимости, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (если права на него еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Технический план объекта недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, которые необходимы для постановки дома на государственный кадастровый учет. Технический план готовится, в основном, в виде электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, который его подготовил.

Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Она прилагается к техническому плану.

Технический план, таким образом, содержит более точные, полные и достоверные сведения об объекте недвижимости.

С 1 января 2017 года также сократился срок проведения государственного кадастрового учета и регистрации прав. Он составляет десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав соответствующего заявления и пакета необходимых документов (12 рабочих дней с даты приема соответствующего заявления многофункциональным центром).

Размер государственной пошлины за проведение государственной регистрации прав на садовый дом не изменился и составляет 350 рублей.

7.Почему надо регистрировать права на землю и дома

Приватизировали квартиру в 90-х годах, оформили у нотариуса наследство на дачный участок, но за государственной регистрацией прав в регистрирующий орган не обратились. Многие граждане в таких случаях уверены, что если они не предполагают в ближайшее время совершать сделок со своей недвижимостью, то и обращаться в Росреестр за регистрацией прав не обязательно.

Специалисты Росреестра рекомендуют землепользователям, земельные участки которых не оформлены надлежащим образом, уточнить границы своих земельных участков, проведя процедуру межевания, и зарегистрировать права на них. Проверить наличие информации об установлении границ земельного участка можно обратившись в офисы Кадастровой палаты или многофункционального центра или самостоятельно с помощью электронного сервиса «Публичная кадастровая карта» на портале Росреестра. Найти объект можно по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения. Если местоположение границ земельного участка установлено, то на карте будет отражен его контур. 

Права собственности должны быть обязательно внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В противном случае сейчас по новому законодательству (ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») Росреестр снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 года. Снятые с кадастрового учёта земельные участки приобретают статус свободных (неразграниченных) земель, право распоряжения которыми переходит уполномоченному органу местного самоуправления, и восстановление прав в таком случае может вылиться в сложные судебные процессы.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, Росреестр в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления. 

Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется на всей территории Российской Федерации с 01.01.2013, есть основания полагать, что уже в 2018 году истечет пять лет и возникнет необходимость направления в указанные выше органы соответствующей информации о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства.

В дальнейшем органом местного самоуправления должна быть инициирована процедура признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Поэтому собственникам  объектов капитального строительства рекомендовано легализовать свои права, обратившись за государственной регистрацией подтверждения права.

Скоро (до 01.03.2018) истекает льготный период для упрощенного порядка оформления прав на индивидуальные жилые дома, когда основаниями для регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок. После указанной даты для этого необходимо будет получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В отношении садовых домов и иных строений, на строительство которых не требуется разрешение на строительство, регистрация прав проводится на основании технического плана и документов на земельный участок (а  до 1 января достаточно было представить декларацию, в  которой владелец сам указывал технические сведения о дачном доме). Заказывать услугу по изготовлению технического плана надо у аттестованного кадастрового инженера. Список действующих кадастровых инженеров размещен на сайте Росреестра. 

8. «Подводные камни» при легализации гаражного бокса 

В настоящее время участились случаи приостановлений и отказов в государственной регистрации права собственности  членов кооперативов на гаражные боксы. Чаще всего заявитель в этом случае добросовестно выполнил все необходимые условия: выплатил пай и получил соответствующую справку, предоставил полный пакет необходимых документов, однако препятствия для регистрации все равно возникают. Чем же это вызвано?

Основными причинами приостановлений государственной регистрации являются отсутствие необходимых прав или документов у самого гаражного кооператива как юридического лица. Это может быть связано со следующими обстоятельствами:

- отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка данному кооперативу, или

- ликвидация гаражного кооператива как юридического лица.

В первом случае проблема может быть вызвана тем, что оформление прав на земельный участок не было доведено до конца (не был получен правоустанавливающий документ либо правоустанавливающий документ на земельный участок отсутствует у председателя гаражного кооператива). Чаще всего процедура оформления прав гаражного кооператива на земельный участок не доводилась до конца потому, что после получения первоначального решения органа местного самоуправления о разрешении строительства на отведенном земельном участке, с соблюдением необходимых условий возводился собственно гаражный кооператив, боксы, и на этом члены кооператива считали процедуру законченной, не получая более никаких документов о правах на земельный участок.

Ещё один вид приостановлений, связанных с отсутствием документов, подтверждающих предоставление земельного участка под строительство конкретного гаражного бокса, заключается в том, что гаражный бокс находится вне границ данного гаражного кооператива. Для решения вопросов о предоставлении земельных участков, о дополнительном предоставлении земельных участков уполномоченному лицу гаражного кооператива необходимо обращаться в орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решений о предоставлении земельных участков. На территории города Перми этим органом является Департамент земельных отношений администрации города Перми (г. Пермь, ул. Сибирская, 15, http://www.gorodperm.ru в разделе Муниципальная собственность > Городские земли).

Второй причиной приостановления государственной регистрации может быть то, что справка о выплате паевого взноса выдана ненадлежащим лицом. Справка, подтверждающая полную выплату конкретным членом кооператива паевого взноса за свой гаражный бокс выдается председателем гаражного кооператива, в ней проставляются дата выдачи, подпись и фамилия лица, выдавшего справку. В случае, если на момент выдачи справки информация о гаражном кооперативе, от имени которого действует председатель, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), то такая справка не может являться правоустанавливающим документом, выданным надлежащим лицом. Это происходит в тех случаях, когда учредители кооператива (в данном случае, учредителями являются председатели гаражного кооператива и члены правления) не соблюдали условия, установленные для юридических лиц (предоставление необходимых сведений, отчетности), вследствие чего гаражно-строительный кооператив (ГСК) был исключен из ЕГРЮЛ. Чем же это грозит для остальных членов кооператива? Государственная регистрация права собственности на гараж в таком кооперативе становится невозможной.

В каких случаях сведения о гаражном кооперативе могут быть исключены из ЕГРЮЛ? Это происходит в случае наличия двух условий:

  1. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев (т.е. в течение одного года) документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;
  2. Неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Решение о предстоящем исключении публикуют в журнале «Вестник государственной регистрации», при этом справочную информацию можно получить на сайте http://www/vestnik-gosreg.ru

Что можно сделать для устранения причин, препятствующих государственной регистрации прав:

  1. Если в отношении вашего ГСК опубликовано решение об исключении из ЕГРЮЛ:

Что предпринять? Подать заявление в налоговый орган, принявший данное решение.

В какой срок подается заявление? Срок 3 месяца со дня опубликования решения.

Кто может подать данное заявление? Само юридическое лицо, кредиторы и заинтересованные лица, в нашем случае – собственники гаражных боксов.

В таком случае решение об исключении из ЕГРЮЛ принято не будет.

  1. Если лицо уже исключено из ЕГРЮЛ:

Как узнать? Данную информацию можно получить на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru , введя название вашего ГСК или его ИНН.

В какой срок необходимо подать заявление? Срок 1 год, со дня исключения из ЕГРЮЛ.

Кто подает заявление? Кредиторы и заинтересованные лица, т.е. – собственники гаражных боксов.

По истечении 1 года со дня исключения из ЕГРЮЛ юридическое лицо может быть восстановлено в судебном порядке. В таких случаях при решении в суде вопроса о восстановлении юридического лица следует уделить особое внимание прослеживанию факта правопреемства кооператива, с целью закрепления факта законного владения предоставленным земельным участком.

Особо следует отметить такой случай, как решение проблемы ликвидации записи о гаражном кооперативе из ЕГРЮЛ новым обращением за его регистрацией в налоговый орган, как нового юридического лица. При этом, самом нежелательном варианте решения возникшей ситуации, вопрос об оформлении прав на земельный участок по гаражными боксами необходимо будет решать новым обращением к соответствующему компетентному органу – Департаменту земельных отношений администрации города Перми, ни о каком правопреемстве прав на землю здесь речи быть не может, соответственно законность нахождения гаражных боксов на не предоставленном для этого земельном участке останется под вопросом.

Для того, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами, каждому гражданину необходимо активно участвовать в деятельности кооператива, членом которого он является, интересоваться текущими вопросами деятельности, контролировать работу выборных руководящих должностей на предмет добросовестного исполнения своих обязанностей, путем участия в общих собраниях, личных запросов, и в случае выявления информации о ликвидации кооператива, призвать ответственных лиц к устранению такой ситуации в кратчайшие сроки.

9. Какие земли можно оформить в собственность при расширении границ своего земельного участка.

Вопрос касается оформления так называемых «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными участками. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов, или относиться к другой территориальной зоне.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

10. Что нужно делать, если истекает срок аренды земельного участка?

Арендаторы земельного участка должны следить за датой окончания срока действия договора. 

Граждане и юридические лица, которые арендуют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, если земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов, и если земельный участок предоставлен на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано  арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.

Заключить новый договор аренды можно на участок, если исключительным правом на приобретение земельного участка (в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, другими Федеральными законами) не обладает иное лицо, а также ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с арендатором.

На момент заключения нового договора аренды земельного участка, если предыдущий договор аренды был заключен без проведения торгов, должны быть основания (предусмотрены ст. 39.6 Земельного кодекса РФ) для предоставления земельного участка без проведения торгов.

      Если порядок заключения договора на новый срок нарушен, и время упущено, то в большинстве случаев вопросы оформления прав на землю решаются в судебном порядке.

     Арендаторам необходимо самостоятельно переоформлять  документы на землю, на органы местного самоуправления не возложены функции информирования о необходимости переоформления договора аренды.

 11. За самовольный захват земли предусмотрен значительный штраф

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за использование земельного участка без оформленных документов?

Ответ: Основания для возникновения прав на земельные участки  установлены гражданским законодательством, федеральными законами (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ). Эти права подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам  исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2. Земельного кодекса РФ).

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

 Если кадастровая стоимость земельного участка определена, на граждан возлагается штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20000 рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100000 рубле.

Если кадастровая стоимость не определена, на граждан возлагается штраф в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). 

12. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета земельного участка

1) заявление (я) о государственной регистрации и постановке на государственный кадастровый учет (в случае, если участок не стоял на кадастровом учете), заполняется специалистом приема в офисах Кадастровой палаты или Многофункционального центра.

2) правоустанавливающий документ на земельный участок.

В случае если право возникает на основании сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права может быть представлено таким органом государственной власти или органом местного самоуправления.

3) межевой план земельного участка (готовится кадастровым инженером).

4) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

5) документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия). (Не представляется, если физическое лицо на основании статьи 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины; в случаях, установленных статьей 333.35 НК РФ, вместо указанного документа представляется документ, являющийся основанием для предоставления льготы (оригинал и копия).)[1];

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени стороны договора (физического лица) действует представитель (оригинал и копия);

7) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Результат услуги: выписка из Единого государственного реестра недвижимости (оригинал).

13. Краевой Росреестр: как установить вид разрешенного использования для земельных участков

Управление Росреестра по Пермскому краю разъясняет порядок установления вида разрешенного использования для земельных участков.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории по целевому назначению и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

   Виды разрешенного использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные) земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте. Основные виды разрешенного использования устанавливаются в обязательном порядке применительно к каждой территориальной зоне.

    Изменение одного вида разрешенного использования (далее - ВРИ) на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные ВРИ земельных участков самостоятельно выбираются правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. Не могут выбрать: органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  Условно разрешенный вид использования не может быть выбран правообладателем самостоятельно.

   Чтобы получить разрешение главы местной администрации на условно разрешенный вид использования, нужно пройти специальную процедуру (определена в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ), которая предусматривает в том числе, проведение публичных слушаний. При внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости регистратор проверяет, была ли проведена процедура, предусмотренная законодательством.

     Изменение ВРИ возможно по заявлению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев.

     Арендатор земельного участка тоже может обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка. Но необходимо помнить, что нельзя внести изменения, касающиеся вида разрешенного использования, в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Важно. Правообладатель не может самостоятельно изменить ВРИ земельного участка, если он расположен на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения.

   Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Случаи перевода указаны в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (от 21.12.2004 №172-ФЗ, ст.7). Например, установление или изменение черты населенных пунктов.

   На заметку. Если земельные участки и объекты капитального строительства расположены на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, решение об изменении одного вида разрешенного строительства на другой вид принимаются в соответствии с федеральными законами.



 

Справочные телефоны
Администрация города Перми
Веб-камеры Перми
Муниципальная служба
Единый портал государственных услуг
Оценка качества муниципальных услуг