Вопрос-ответ

Развернуть Как не стать обманутым дольщиком?

Одной из актуальных проблем настоящего времени является проблема обманутых дольщиков, которая обсуждается активно на протяжении нескольких лет.

Законодателем на протяжении последних лет вносились многочисленные изменения в положения действующего законодательства, регулирующего вопросы долевого строительства, в том числе в части ужесточения требований, предъявляемых к застройщикам объектов долевого строительства.

В целях обеспечения доступности и открытости информации застройщик обязан размещать информацию о разрешении на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, проектной декларации, правоустанавливающих документах на земельный участок,  о документе, содержащем информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика и другой информации. Данные требования к застройщику указаны в  Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Застройщик раскрывает информацию о своей деятельности теперь не на своем сайте, а путем размещения её в единой информационной системе жилищного строительства.

В целях решения проблемы обманутых дольщиков и, как следствие, в целях защиты прав участников долевого строительства законодателем принято решение о создании Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд).

После 20.10.2017 застройщик, заключая договор с первым участником долевого строительства, обязан произвести отчисления в Фонд по конкретному договору долевого участия, которые являются гарантом прав участников долевого строительства в случае банкротства застройщика.

Размер указанных отчислений застройщиков составляет 1,2 % от цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения.

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в законодательство, регулирующее долевое строительство объектов недвижимости, в части проверки Фондом деятельности застройщика на предмет соответствия требованиям Закона № 214-ФЗ.

Фонд осуществляет мониторинг размещаемой застройщиком информации в единой информационной системе жилищного строительства и выявляет факт соответствия либо несоответствия застройщика обязательным требованиям, установленным Законом № 214-ФЗ.

В случае установления факта несоответствия застройщика обязательным требованиям, установленным Законом № 214-ФЗ, Фонд уведомляет об этом регистрирующий орган (Росреестр).

Помимо Фонда проверка соответствия застройщика установленным требованиям осуществляется также контролирующим органом: Инспекцией государственного строительства надзора Пермского края (далее – Инспекция), которая также направляет в адрес Росреестра уведомление о несоответствии застройщика обязательным требованиям, установленным Законом № 214-ФЗ.

Данные уведомления являются основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости информации об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан и как следствие основанием для приостановления государственной регистрации договора долевого участия.

 Помимо этого в рамках проведения правовой экспертизы документов государственный регистратор в каждом случае при регистрации договора участия в долевом строительстве проверяет факт уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд путем направления запроса в Фонд.

Поступившая от Фонда информация об отсутствии отчислений в компенсационный фонд является основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве, поскольку у застройщика отсутствовали основания для привлечения денежных средств граждан и заключения договора долевого участия в строительстве.  

Информация о том, что застройщик не вправе привлекать денежные средства граждан заносится в Единый государственный реестр недвижимости.

Управление Росреестра по Пермскому краю рекомендует потенциальным участникам долевого строительства перед заключением договора  долевого участия  получить выписку о зарегистрированных договорах долевого участия в строительстве по конкретному земельному участку, на котором ведется строительство многоквартирного дома. Чтобы получить выписку о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве, необходимо указывать кадастровый номер участка, на котором строится недвижимость.

В выписке, помимо сведений о земельном участке, правообладателе, ограничениях, правопритязаниях и т.д., будет информация о том, имеет ли застройщик право привлекать денежные средства дольщиков.

Выписку можно заказать, обратившись в офисы МФЦ или на сайте Росреестра. Стоимость выписки на бумажном носителе для физических лиц составляет 1500 руб., для юридических лиц – 2950 руб. Электронная выписка для физических лиц будет стоить 700 руб., для юридических лиц – 1400 руб.

 

Развернуть Как правильно оформить документы, если произошли изменения в описании границ участка и его площади?

Правомочия лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, заключаются в возможности владеть и пользоваться участком в своем интересе. Одной из особенностей права постоянного (бессрочного) пользования является его необоротоспособность: землепользователи не имеют возможности распоряжаться земельными участками, а могут только использовать их в соответствии с целевым назначением.

В случае, если произошли какие-либо изменения в основных сведениях об объекте недвижимости, например при проведении кадастровых работ уточнены его границы либо площадь, обратиться в Росреестр с заявлением о внесении уточненных сведений в Единый реестр недвижимости могут только определенные лица.

По общему правилу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.

В данном случае, если собственником земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав направляют в Росреестр уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Таким образом, в настоящее время физическое лицо, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, не может самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений.

 Вместе с тем граждане вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки могут зарегистрировать также граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) в порядке наследования или по иным основаниям.

Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте.

Порядок оформления права собственности на такие земельные участки указан в статье 49       Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ    «О государственной регистрации недвижимости».

 

Развернуть Я являюсь собственником квартиры в многоквартирном жилом доме. Могу ли я обратиться самостоятельно в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен мой дом?

Федеральным законом от 03.07.2018 № 191-ФЗ, внесены изменение в закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ. Действовавшие ранее положения были признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П) в той мере, в какой они препятствовали собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом

В настоящее время предусматривается возможность обращаться с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирных домах в индивидуальном порядке.

Развернуть Обязан ли потерпевший платить транспортный налог за угнанный автомобиль

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового Кодекса РФ транспортным налогом не облагается транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом. Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства нормативными актами не установлен. К таким документам может относиться как справка об угоне (краже) транспортного средства или постановление о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном (кражей). Основанием для прекращения взимания налога может стать выданная уполномоченным органом справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) транспортного средства из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.

Угнанное или похищенное транспортное средство не является объектом налогообложения только в период его розыска.

Регистрация утраченного или похищенного транспортного средства может быть прекращена по заявлению владельца. Оно может быть снято с учета в ГИБДД МВД России согласно правилам, утвержденным приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001. После этой процедуры взимание транспортного налога прекращается. Если же розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета - налогообложение возобновляется.

Развернуть Учитывается ли при прохождении военной службы по призыву подготовка, полученная гражданами в общественно-государственных организациях?

Федеральным законом от 27.06.2018 № 166-ФЗ внесены изменения в статьи 14 и 15 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым общественно-государственные организации отнесены к субъектам военно-патриотического воспитания, а также к субъектам, осуществляющим подготовку граждан по военно-учётным специальностям. Подготовка, полученная гражданами в общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, будет учитываться призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Обозначенные изменения вступили в законную силу с 08.07.2018.