Информация о порядке создания и обязанностях содержания контейнерных площадок

Справочная информация о порядке создания и обязанностях содержания контейнерных площадок:

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, утвержден перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД, в который входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Согласно п.2.5 постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» (далее – Постановление № 309-п), обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, необходимых для содержания многоквартирного дома и прилегающей территории, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации

Исходя из вышеизложенного следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

На основании п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.

В соответствии с п.2.5 постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, необходимых для содержания многоквартирного дома и прилегающей территории, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением администрации города Перми от 12.03.2019 № 152 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми» утвержден размер платы за содержание жилого помещения. Согласно информации о стоимости услуг, входящих в размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома включено содержание мест накопления ТКО, которое составляет 0,29 руб./кв. м общей площади.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопросы, которые касаются управления и содержания общедомового имущества, собственники жилых помещений многоквартирного дома должны решать на общем собрании, в том числе по обустройству ограждения места (площадки) накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами.

Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п. 2.2 расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).

В том случае, если оборудовать контейнерную площадку на придомовой территории не представляется возможным (площадь земельного участка не позволяет выдержать установленный санитарный разрыв либо права на земельный участок не зарегистрированы), возможно организовать место накопления отходов на муниципальной земле или земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. С этой целью на территории города Перми принят муниципальный правовой акт: Порядок выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми, утвержденный постановлением администрации города Перми от 25.11.2010 № 809 (далее - Порядок). Согласно Порядку организации, обслуживающие жилищный фонд, могут получить разрешение (право) на размещение контейнерной площадки на муниципальной земле.

Согласно Порядка выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми, утвержденному постановлением администрации города Перми от 25.11.2010 № 809 (далее – Порядок выдачи разрешений), при размещении контейнерной площадки на муниципальном земельном участке необходимо получение соответствующего разрешения.

В случае отказа от оформления правоустанавливающих документов на место накопления отходов, управляющая организация будет обязана организовать место (площадку) накопления отходов на придомовой территории обслуживаемого многоквартирного дома. Эксплуатация мест (площадок) накопления отходов на муниципальных земельных участках без определения владельца не допускается и подлежит ликвидации.

В том случае, если контейнерной площадкой пользуются жители нескольких многоквартирных домов, затраты на содержание данной контейнерной площадки подлежат пропорциональному возмещению собственниками помещений многоквартирных домов, складирующими твердые коммунальные отходы и крупногабаритные отходы на единую контейнерную площадку. Лица, осуществляющие управление данными многоквартирными домами, обязаны заключить договоры для пропорционального возмещения затрат. Данное требование установлено п.2.6 Постановления № 309-п.

Что касается создания и содержания контейнерных площадок органами местного самоуправления, то согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО наделены полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В данном случае, законодатель возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов для жителей индивидуальной жилой застройки.

Данную обязанность администрация города Перми реализует в рамках муниципальной программы «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми», утвержденной постановлением администрации города Перми от 19.10.2018 № 794, согласно которой предусмотрены денежные средства на строительство и содержание мест (площадок) накопления отходов на территории индивидуальной жилой застройки города Перми.

В соответствии с п.26(1) постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда.

Поэтому в случае нарушения управляющими организациями п.3.9 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 № 265, в рамках которого запрещается загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, вывозить и складировать мусор, отходы, снег, грунт вне специально отведенных для этого мест, в отношении таковых управляющих организаций будет возбуждено административное производство по ст.6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Таким образом, федеральным законодательством обязанность организовать и содержать контейнерные площадки закреплена за организациями, обслуживающими жилищный фонд многоквартирных домов.

Учитывая изложенное выше, законодательством определены субъекты, ответственные за организацию мест (площадок) накопления отходов и случаи, при которых данную организацию осуществляют органы местного самоуправления, либо управляющие организации. Поэтому организовать место (площадку) накопления отходов для жителей многоквартирных домов надлежит управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда данных многоквартирных домов.