Банк России обращает внимание жителей Свердловского района о случаях телефонного мошенничества

Банк России обращает внимание: в Пермском крае, как и по всей России, участились случаи телефонного мошенничества

Мошенники научились подделывать номера горячих линий кредитных организаций и все чаще маскируют свой номер под официальные номера банков. Звонят с номера банка и просят предоставить конфиденциальные данные. Что делать? Разбираемся, как не попасться на уловки мошенников. 

Для начала проверьте, точно ли это сотрудник банка. Спросите его ФИО, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Обязательно прервите звонок и положите трубку. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Перезвоните по официальному номеру горячей линии банка (который есть на сайте или на обратной стороне банковской карты) и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Наберите номер банка вручную.

Точно так же следует поступить, если вы получили СМС-сообщение, письмо на электронную почту или любое другое уведомление от имени банка.

Алексей Моночков, управляющий Отделением Пермь Уральского ГУ Банка России.

 - К сожалению, выявляется все больше случаев телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков, все больше людей теряют свои деньги. Мошенники используют специальное программное обеспечение и цифровую телефонию которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, и с помощью фишинга.

Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы общаться точно с его сотрудником, а не с преступником.

Чаще всего мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность.

При этом они требуют немедленного ответа, торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Эти действия являются явным признаком мошенничества.

2

Например, мошенники говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.

Как защитить свои деньги от мошенников?

Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк не получится. Поэтому стоит придерживаться основных правил безопасности, чтобы не поддаться на уловки мошенников и не потерять деньги:

  • Всегда набирайте только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка.
  • Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
  • Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.
  • Не стоит паниковать и спешить. По действующему законодательству, если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. Дополнительного согласия клиента на блокировку не требуется.
  • Сразу после блокировки банк должен сообщить клиенту о случившемся. Это может быть звонок, СМС-сообщение, push-уведомление в мобильном приложении банка. В случае если банковская система защиты приняла операцию клиента за сомнительную по ошибке, то нужно подтвердить, что клиент действительно ее проводит. При этом операторы не просят называть кодовых слов и кодов из СМС.
  • Это решение необходимо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
  • Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.

 

 

 

 

 

Пресс-служба Отделения Пермь Уральского ГУ Банка России