Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории администрации Ленинского района города Перми в 2018 году

1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере муниципального земельного контроля

 

Муниципальный земельный контроль на территории города Перми осуществляется на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Администрацией Ленинского района города Перми муниципальный земельный контроль осуществляется на основании Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 №7. Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 №222-п.

Последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении муниципального земельного контроля установлены административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 23.07.2013 № 601.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов, с учетом отсутствия правоприменительной практики в администрации Ленинского района, не выявил возможности их не исполнения, а также отсутствия признаков коррупционности.

 

2. Организация муниципального земельного контроля на территории Ленинского района города Перми

 

Согласно Постановлению от 22.07.2015 №489 «Об утверждении перечня должностных лиц функциональных, территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (за исключением финансового контроля)» муниципальный земельный контроль в администрации Ленинского района города Перми могут осуществлять Глава администрации района города Перми, первый заместитель главы администрации района города Перми, заместители главы администрации района города Перми, начальник сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации района города Перми, ведущий специалист сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации района города Перми.

Функции по осуществлению муниципального земельного контроля в администрации района выполняет сектор градостроительства, земельных и имущественных отношений. Штатная численность указанного структурного подразделения администрации Ленинского района составляет четыре единицы (начальник сектора, два главных специалиста, ведущий специалист). Функции по обследованию земельных участков и проведению проверок соблюдения земельного законодательства осуществляет ведущий  специалист.

К основной функции сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Ленинского района города Перми в рамках муниципального контроля относится:

-         осуществление муниципального земельного контроля на территории Ленинского района города Перми.

К вспомогательным функциям сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Ленинского района города относятся:

-         проведение обследований земельных участков с целью определения их фактического использования в случаях, не предусмотренных Административным регламентом, как основания для проведения внеплановых проверок в порядке осуществления муниципального земельного контроля;

-         внесение предложений о прекращении прав на земельные участки;

-         рассмотрение в соответствии с компетенцией обращений граждан и юридических лиц;

В своей деятельности сектор градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Ленинского района города Перми руководствуется следующими правовыми актами:

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Уставом города Перми;

- Постановлением администрации города Перми от 23.07.2013 № 601 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории города Перми».

При осуществлении муниципального земельного контроля администрация Ленинского района города Перми взаимодействует с Управлением Росреестра по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра).

Администрация Ленинского района города Перми направляет в Управление все полученные в ходе проверки соблюдения земельного законодательства материалы, иные документы, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, а также информацию о надлежащем уведомлении землепользователя о явке в Управление.

Управление направляет в орган муниципального земельного контроля информацию о проведенных мероприятиях по осуществлению государственного земельного контроля (надзора), а в случае неустранения нарушений земельного законодательства в административном порядке – материалы административного дела, необходимые для устранения нарушений в судебном порядке.

Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по муниципальному земельному контролю не привлекались.

 

3. Проведение муниципального земельного контроля

 

При осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Перми администрацией Ленинского района города Перми в 2018 году проведено 57 проверок соблюдения земельного законодательства, в том числе:

плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 3;

внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 0;

плановых проверок в отношении физических лиц – 15;

внеплановых проверок в отношении физических лиц – 39.

В результате проведенных проверок выявлено 30 нарушений земельного законодательства.

К проведению контрольных мероприятий эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.

 

4. Действия органа муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

В 2018 году администрацией Ленинского района города Перми материалы проверок соблюдения земельного законодательства по 22 нарушениям земельного законодательства направлены в Управление Росреестра для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

По материалам проверок администрации Ленинского района города Перми Управлением Росреестра к административной ответственности привлечены 12 нарушителей земельного законодательства.

В 2018 году сектором градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Ленинского района города Перми выдано 22 предписания об устранении нарушений земельного законодательства.

В отношении лиц, которые не выполнили предписания об устранении нарушений земельного законодательства, составлено 4 протокола ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были направлены в адрес мировых судей для вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях.

С целью информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам землепользования на территории города Перми администрацией Ленинского района города Перми ежемесячно проводились встречи с населением по вопросу оформления земельных участков в собственность.

 

 

5. Анализ и оценка эффективности муниципального земельного контроля

 

Доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок составляет 100%.

Доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) составляет 100%. Количество направленных заявлений в орган прокуратуры – 1.

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок), составляет 10,5 %.

Проверки, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок), отсутствуют.

Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок) составляет  69,0 %.

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) составляет 73,3 %.

Внеплановые проверки по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда не проводились. 

Внеплановых проверок по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений не проводилось.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок), составляет 51,7 %.

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения), составляет 55,0 %.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях), составляет 75,0 %.

Юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не выявлено.

Юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не выявлено.

Случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) не выявлено.

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений) составляет 13,3 %.

Информация об отношении суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) отсутствует.

Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц составляет 8,151 тыс. руб.

Проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел не проводилось.

 

6. Выводы и предложения по результатам муниципального земельного контроля

 

По результатам осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинского района города Перми в 2018 году в сравнении с результатами контроля в 2017 году можно сделать следующие выводы:

- количество плановых проверок увеличилось на 53 %;

- количество внеплановых проверок увеличилось на 54 %;

- количество выявленных нарушений возросло на 63 %;

- количество вынесенных Управлением Росреестра по Пермскому краю постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа возросло на 60%;

- сумма наложенных административных штрафов увеличилась на 61518 руб;

- количество предписаний об устранении нарушения земельного законодательства увеличилось на 50%;

- количество протоколов за неисполнение предписаний об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП  увеличилось на 50%.