Прокуратура разъясняет

 Прокуратура разъясняет

1. Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».

Согласно внесенных изменений, заемщик вправе потребовать у кредитора, предоставившего потребительский кредит (заем), изменения условий кредитного договора (договора займа) для приостановления исполнения своих обязательств на срок, определяемый самим заемщиком. Обратиться к кредитору с этим требованием заемщик вправе в течение времени действия договора, но не позднее 30 сентября 2020 года и при одновременном соблюдении некоторых условий.

Кредиторы обязаны изменить условия кредитного договора на основании обращения заемщика в случае, если кредитный договор или договор займа заключен до 3 апреля 2020 года, размер кредита для граждан не превышает в зависимости от целей и способа кредитования от 100 тысяч до 3 миллионов рублей и 300 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, необходимым для предоставления кредитных каникул является такое условие, как снижение дохода заемщика за месяц, предшествующий обращению к кредитору, более чем на 30% по сравнению с его среднемесячным доходом за 2019 год.

Необоснованный отказ в предоставлении кредитных каникул может быть обжалован в Центральный банк Российской Федерации.

При этом сроки обращения граждан и индивидуальных предпринимателей в банки и кредитные организации за предоставлением кредитных каникул истекут 30 сентября 2020 года.

 

  1.  С 20.07.2020 вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции». Закон распространяет действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также на отдельные категории граждан.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель теперь вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о рассрочке исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, приложив к нему график погашения задолженности.

Рассрочка не предоставляется по исполнительным документам относительно требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

На основании такого заявления судебный пристав-исполнитель обязан предоставить должникам рассрочку исполнения на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 01.08.2021.

Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе получить рассрочку, не может превышать 15 миллионов рублей, рассрочка предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ.

В течение рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта
об аресте имущества.

В период рассрочки могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Ранее наложенные ограничения сохраняют свое действие, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника.

Кроме того, рассрочка предоставляется гражданам, имеющим задолженность по кредитным договорам (займам) и являющимся получателями пенсии по старости, инвалидности, а также по случаю потери кормильца, совокупный размер пенсии которых составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, и не имеющим иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного жилья).

Рассрочка гражданам предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 01.07.2022, при условии, что их долг не превышает 1 миллион рублей.

В отношении должников-граждан по 31.12.2020 включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника по месту его жительства (пребывания), на указанное имущество не накладывается арест и оно у должника не изымается. Такое ограничение не распространяется на принадлежащие должнику транспортные средства.

 Отказ в предоставлении судебными приставами рассрочки может быть обжалован.

 

  1. Статьей 159.3. Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мошенничествос использованием электронных средств платежа. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» определяет электронное средство платежа как средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

За указанное преступление наступит более суровая ответственность, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; организованной группой либо в особо крупном размере.

Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

В зависимости от тяжести преступления минимальное наказание за мошенничество с использованием электронных средств платежа может быть назначено в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей, максимальное - в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

 

4.   Статьей 159.2. Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных либо недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

За мошенничество при получении выплат, совершенное группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; организованной группой либо в особо крупном размере предусмотрено более суровое наказание.

Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

В зависимости от тяжести совершенного преступления минимальное наказание за мошенничество при получении выплат может быть назначено в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей, максимальное - в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

 

5. С 1 сентября 2020 внесены изменения в ст. 11 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и закреплено право заемщика на возврат части денежных средств, потраченных на страховку, в случае полного досрочного погашения кредита.

Для того, что воспользоваться указанным правом необходимы следующие условия:

- заемщик является страхователем по договору добровольного страхования, заключенного во исполнение кредитных (заемных) обязательств;

- отсутствие событий, имеющих признаки страхового случая, в отношении данного застрахованного лица;

- направление заявления об исключении заемщика из числа застрахованных лиц по договору личного страхования и о возврате части страховой премии.

Данное  заявление направляется заемщиком непосредственно в страховую компанию или в банковскую организацию, в случае если договор страхования заключался через банк.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 7 рабочих дней, по истечении которых страховая организация должна вернуть часть страховой премии за вычетом страховой премии, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого действовал договор страхования.

Данные изменения применяются только в отношении договоров страхования, заключенных с 01.09.2020.

 

6. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2020 № 1280 регулируется порядок поиска кредиторами имущества должников.

Так, с 1 сентября у кредитора появилось право в период внесудебного банкротства гражданина направить электронный запрос о зарегистрированных имуществе или имущественных правах должника в МВД и Росреестр. Это касается только тех кредиторов, которых гражданин перечислил в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. В запросе нужно указать сведения о должнике - Ф.И.О., дату рождения и пр.

Ответить обязаны в срок до 3 рабочих дней со дня получения запроса. МВД предоставляет сведения о статусе записи госреестра транспортных средств или уведомление об отказе направить информацию. В ответе Росреестра должна быть выписка из ЕГРН, или уведомление о том, что в реестре нет запрашиваемых сведений, или решение об отказе предоставить информацию.

 

7. Ненормированный рабочий день - это режим работы, в соответствии с которым работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. Условие о работе в режиме ненормированного рабочего дня должно быть обязательно закреплено в трудовом договоре с работником, а перечень должностей с таким режимом устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

При работе на условиях неполного рабочего времени ненормированный рабочий день может быть установлен, только в случае если работник трудится неполную рабочую неделю, но полный рабочий день.

Привлечение работника к такой работе оформляется распоряжением работодателя, дополнительного согласия работника не требуется. Привлечь же к работе работника могут как до начала рабочего дня, так и после его окончания.

Работодатель вправе привлекать работников с ненормированным рабочим днем к работе за пределами обычного рабочего времени только для выполнения работ, обусловленных трудовым договором, и не может поручать иную работу.

Такие работники на общих основаниях освобождаются от работы в праздничные и выходные дни. То есть привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни возможно исключительно на общих условиях с повышенной оплатой отработанного времени не менее чем в двойном размере. По желанию работника взамен ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае оплачивается в одинарном размере только работа в выходной или нерабочий праздничный день

 

8. Правительство Российской Федерации постановлением т 08.09.2020  № 1372 увеличило размер пособия по безработице гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет.

В частности, внесены уточнения, предусматривающие выплату гражданам, признанным безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, пособия по безработице в июне - сентябре 2020 года, увеличенного пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

 

9. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2020 № 1336 утверждены требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

организации и проведения внеплановых проверок выполнения застройщиками обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве;

организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с застройщиками;

принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства.

Правительство определены основания проведения внеплановых проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также перечень мероприятий по контролю без взаимодействия с застройщиками.

 

10. Постановлением правительства Пермского края от 02.09.2020 № 649-п реализуются дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Пермского края.

Так правительством региона утверждены порядки предоставления субсидии работодателям на возмещение расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан.

Предоставление субсидии осуществляется государственным казенным учреждением Центром занятости населения Пермского края.

Условия и порядок предоставления названных субсидий установлены этим же нормативным правовым актом. В частности, работодатели для получения субсидий на возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения должны соответствовать, в том числе, таким критериям как:

- быть зарегистрированными и осуществлять деятельность на территории Пермского края;

- не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Пермским краем и др.

ГКУ ЦЗН, Министерство социального развития Пермского края и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий проводят обязательную проверку соблюдения работодателями условий, целей и порядка предоставления таких субсидий.

 

Информация подготовлена прокуратурой Кировского района г. Перми.