Новости


07.04.2021
«Дзержинский район – история в деталях»

В рамках празднования  85 - летия Дзержинского района города Перми  администрация района начинает рубрику «Дзержинский район – история в деталях».

Сегодня речь  пойдет о том, как деревня Заимка из промышленной окраины превратилась в один из самых значимых микрорайонов города. (Рис.1)

В октябре 1823 г. на северо-западной окраине Перми по Указу  императора Александра I от 24 июня 1820 года в устье реки Данилиха открывается городская скотобойня, ставшая одной из первых точек развития микрорайона. Здание располагалось на улице Кожевенной (ул. Дзержинского) с 1823 по 1953 год, затем последовала коренная  реконструкция предприятия, после которой приемником стал – Пермский мясокомбинат. (Рис.2)

В 1858 г. Пермское губернское правление предоставило землю вдоль реки Кама  англичанину Г. Гуллету. Вскоре, другим англичанином пароходовладельцем Петром Тет были построены механический и литейный заводы, позже выкупленные и реконструированные известным предпринимателем, городской головой  города Перми -  Иваном Ивановичем Любимовым. На заводах строили суда, которые отправлялись на реку Волга и в Каспийское море. Летом 1874 года судовладельцы братья Федор и Григорий Каменские открыли судомеханический завод,  на котором также строили и  ремонтировали пароходы. (Рис.3)

В разное время на Заимке располагались и другие значимые для города предприятия — кожевенный завод «Труженик», ведущий историю с 1898 года,  как завод имени Н.С. Черемисинова, лесопильный и деревообрабатывающий завод имени Емшанова, основанный в 1914 году товариществом «Постройка» во главе со шведским инженером Рейтердалем.

Значимым событием в развитии Заимки стало  строительство железной дороги Пермь – Котласская в 1895 году. (Рис.4) Для перевозки грузов с пристаней, расположенных на берегу реки Кама, и для сортировки груженых товарных вагонов в 1898 году была сооружена товарная станция Заимка вблизи первого железнодорожного моста через Каму. В 1899 году началось движение поездов от Перми до Котласа. В 1909 году по проекту архитектора Ф. Вольсова состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала, построенного в стиле живописного модерна. Спустя три года зданию вокзала присваивают название – Пермь II.(Рис.5)

Важной вехой в истории микрорайона Заимка стало образование первого на Урале высшего учебного заведения.

 Примечательно, что за право открыть первый на Урале вуз, Пермь боролась с Екатеринбургом, входящим тогда в Пермскую губернию. Однако в  октябре 1916 года Пермский университет  стал филиалом Петроградского университета. А 5 мая 1917 года Временное правительство утвердило законопроект об учреждении в Перми самостоятельного университета в составе четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского.

Неоценимый вклад в этом оказал пермский купец и меценат Николай Васильевич Мешков, который не только писал обстоятельные письма (в них аргументировалась необходимость строительства Университета в Перми) министру народного просвещения Павлу Игнатьеву и командующему северо-западным фронтом Алексею Куропаткину, но и передал для нужд университета построенный им ночлежный дом на Заимке стоимостью 1,5 млн. рублей. Дом был передан университету вместе с соседними зданиями бани, прачечной и электрической станции. (Рис.6)

 В 1922 году на заболоченном пустыре рядом с университетом доктор ботаники, профессор Александр Германович Генкель заложил ботанический сад. По замыслу ученого, растения сада были необходимы для преподавания студентам ботанических дисциплин. В настоящее время Ботанический сад имени профессора А.Г. Генкеля входит в состав регионального Совета ботанических садов Урала и Поволжья, имеет статус научного учреждения и особо охраняемой природной территории. (Рис.7)

Сегодня микрорайон Заимка является одним из самых недооцененных микрорайонов города с богатым прошлым. А расположение здесь университетского городка, несомненно,  выделяет его среди других подобных промышленных районов города.