Архив новостей


13.08.2019
Изменился порядок использования электронной подписи при продаже недвижимости

Сегодня вступил в силу закон, регулирующий порядок применения в сделках с недвижимостью усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП). Новые правила требуют от владельца недвижимости письменного согласия на проведение сделки в электронном виде.

С 13 августа граждане получили возможность внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о том, что они согласны регистрировать переход права собственности на принадлежащую им недвижимость на основании заявления, поданного ими в электронном виде и заверенного их личной ЭП. При отсутствии в ЕГРН такой записи провести сделку дистанционно теперь будет невозможно.

«Это значит, что гражданин, планирующий провести сделку со своей недвижимостью в электронной форме, должен обратиться в регистрационный орган с письменным заявлением, подтверждая таким образом своё согласие. На основании поступившего заявления в ЕГРН будет внесена специальная отметка. Если же отметки в ЕГРН не будет, а в орган регистрации прав поступит электронное заявление о переходе права, например при продаже объекта недвижимости, то даже в том случае, если заявление будет подписано личной электронной подписью собственника, в переходе права будет отказано. Подобные новшества были внесены с целью защитить граждан от недавно появившегося на рынке недвижимости вида мошенничества: когда с помощью поддельных электронных подписей злоумышленники регистрировали переход права от имени ничего не подозревающих собственников», – говорит заместитель директора Кадастровой палаты по Пермскому краю Елена Тимшина.

В то же время новый закон предусматривает ряд исключений. Отметка о намерении владельца недвижимости подать электронное заявление о переходе права собственности не является обязательной при сделках, которые проводятся с участием нотариусов или органов власти, взаимодействующими с Росреестром в электронном виде. Кроме того, такая отметка может отсутствовать, если заявление подписывается электронной подписью, полученной в удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты (https://uc.kadastr.ru/). Действие нового закона не распространяется и на популярные кредитные проекты, например, на цифровую ипотеку. «Таким образом сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных организаций, где не требуется личное участие гражданина. С одной стороны, закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка», – отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.

Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех своих объектов недвижимости, так и в отношении любого из них в отдельности. Не позднее чем через пять рабочих дней после подачи гражданином заявления регистрационный орган внесёт в ЕГРН соответствующую запись. Аннулирование такой записи тоже предусмотрено законом. Аннулироваться она будет либо по заявлению собственника, либо по  решению суда.

Как отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин, с 2013 года, чтобы обезопасить имущество, собственники могут подать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости без их личного участия. В таком случае даже при наличии у третьих лиц нотариально заверенной доверенности на совершение вышеуказанных действий, данная запись служит основанием для возврата заявления без рассмотрения. «Не все граждане знают о подобной возможности, поэтому обратный порядок, то есть согласие на проведение сделок с использованием ЭП, позволит минимизировать риски совершения мошеннических операций с недвижимостью», – говорит Чащин.